Музыка Англии XX века

Драматургия оперы Питер Граймс

Драматургию оперы образуют несколько сопряженных линий. Лирико-психологическая линия полностью вбирает в себя личную судьбу Граймса: от потрясения и оскорбленного самолюбия (Пролог) к «критическому состоянию» ссоры с Эллен (1-я картина II акта) вплоть до безумия (2-я картина III акта).

Одиночество Граймса

Одиночество Граймса обозначено в самом начале оперы, когда еще, казалось бы, рядом с ним — сочувствующие ему люди (шкипер Болстроуд, аптекарь Нэд Кин), любящая женщина (учительница Эллен; Орфорд). Самос либретто строится на чередовании и сопоставлении массовых сцен и сцен, посвященных герою, на постепенном вытеснении «крупных планов» в отдельные картины, изолированные от массовых.

Биография Бриттена

В первый, предоперный период обозначилась еще одна линия внутри творчества Бриттена. Речь идет о сочинениях, в которых с декларативной ясностью выявлена гражданственная позиция художника. Таковы связанные с гражданской войной в Испании «Пацифистский марш» и «Вперед, демократия!», «Баллада о героях». Траурные образы, образы «пляски смерти» встают со страниц вокально-симфонического цикла «Наши отцы — охотники», в Вариациях на тему Фрэнка Бриджа для струнного оркестра.

Опера «Питер Граймс»

К опере «Питер Граймс» стягиваются нити, идущие от многих сочинений, и в первую очередь от вокальных циклов. На пути к опере этапной работой стала Серенада (1943). Композитор нашел гибкий камерный состав (струнные и валторна). Стихотворения английских поэтов, чередуясь, образуют яркую и цельную драматургию.

Бенджамин Бриттен

С именем Бриттена (1913—1976) связывают представление о высших достижениях английской композиторской школы в XX в. Его искусство отмечено единством идейно-художественных категорий — национального и современного. Органическое сочетание названных категорий присуще, как правило, художникам, которые на определенном историческом этапе являлись классиками национальной культуры и одновременно крупнейшими мастерами эпохи в масштабах европейской традиции.

Экспрессионизм в английской музыке

В Англии звучала музыка Арнольда Шёнберга, Альбана Берга и Антона Веберна. Последний, в частности, как дирижер приезжал сюда: впервые его пригласил оркестр Лондонского радио Би-би-си, и затем в течение шести лет (1929—1935) он пять раз бывал в Англии с концертами.

Англия в начале XX в

Такие перемены в поэзии Англии отражают реальное положение сил внутри страны, где после Октябрьской революции в России активизировалась борьба рабочих за свои права.

Между двумя войнами

Катастрофа первой мировой войны оставила неизгладимый след на всех сторонах социальной, экономической, культурной жизни Великобритании. Покачнулись незыблемые устои крупнейшей капиталистической державы Европы. Крушение, распад империи состоится позднее — после второй мировой войны. Однако и сейчас, во втором десятилетии XX в., происходили важные изменения.

Представление о Ральфе Воане Уильямсе

Ральф Воан Уильямс как личность был наделен привлекательными чертами. О его скромности, о постоянном «избегании» почестей в пору, когда они были неизбежными, бытует много рассказов.

О построении симфоний Уильямса

Среди оригинального тематического материала Уильямс использует и цитаты. Это — две подлинные английские на-родные песни о море в Первой симфонии, две уличные песни — во Второй, которые вызывают локальные ассоциации; валторновый зов в Прелюдии Пятой симфонии цитирует тот, что открывает Пятую симфонию Сибелиуса, главная тема I части Девятой заимствована из «Страстей по Матфею» Баха.