Экспрессионизм в английской музыке

В Англии звучала музыка Арнольда Шёнберга, Альбана Берга и Антона Веберна. Последний, в частности, как дирижер приезжал сюда: впервые его пригласил оркестр Лондонского радио Би-би-си, и затем в течение шести лет (1929—1935) он пять раз бывал в Англии с концертами.

Уолтер (Вальтер) Гёр — ученик Шёнберга в Высшей берлинской музыкальной школе — был активным пропагандистом современной музыки, в том числе нововенцев (почти в каждом концерте он представлял английской публике их сочинения). Существуют и другие творческие связи английских композиторов с нововенской школой: Элизабет Лачьенс, вероятно, единственный из композиторов Англии, кто широко и последовательно использует серийную технику, Хэмфри Сирл, ученик Ёеберна, свободно пользуется ею. Через Эрвина Стайна (Штейна), ученика Шёнберга, переехавшего в Англию, возникали и опосредствованные творческие связи (например, у Бриттена с Бергом). Отдельные приемы 12-тоновой техники — «одной из наиболее интернационализированных композиторских техник», «эмансипировавшиеся» от экспрессионизма, вошли в языковый арсенал английских (как и других европейских) композиторов. Например, Бенджамин Бриттен широко пользуется ею в ряде своих сочинений различных жанров; метод композиции Алана Буша, названный им «тематическим», без сомнения близок к ней.

Экспрессионизм же в английской музыке XX в. ни как течение, ни как духовное движение, ни как образно-стилевая система, ни как целостный индивидуальный стиль не привился. Можно высказать предположение, что сама позиция и атмосфера искусства экспрессионизма со свойственным ему «эмоциональным перегревом», по всей вероятности, чужда английскому национальному складу мышления, каким мы его себе представляем, — склонному к сдержанному самоконтролю, со специфической нотой самоиронии.

В целом же композиторская школа Англии, ускоренно и интенсивно развивающаяся, была поглощена проблемами усвоения и претворения опыта передовых европейских школ. Эта тенденция отразилась на творчестве композиторов старшего поколения. Например, в музыке Джона Айрленда, наряду с влиянием Дебюсси, слышна увлеченность Стравинским; в первых сочинениях Алана Буша несомненно воздействие ранних опусов Бартока или Хиндемита, через воздействие нововенцев проходят более молодые — Питер Фрикер, Элизабет Лачьенс, Хэмфри Сирл. Картина предстает пестрой, ибо сейчас английская музыка, в отличие от первой половины прошлого столетия, богата различными творческими индивидуальностями. Поиски идут, преимущественно, в стилевой сфере, и дух времени воссоздается косвенно, сквозь призму художественного опыта Стравинского, Хиндемита, Бартока, Шёнберга, так как конфликтность эпохи на континенте ощущалась явственней (ее коллизии разыгрывались на континентальной территории Европы) и в музыкальном искусстве континентальных стран выразилась острее.

Особое место в современной английской музыкальной культуре занимает Алан Буш. Будучи на рубеже 20-х и 30-х гг. в Берлине, молодой композитор сблизился с передовыми деятелями немецкой культуры, среди которых были Брехт и братья Манны, Рейнхардт и Пискатор, Хиндемит и Шёнберг, и наиболее близкий Бушу Эйслер, чья творческая позиция послужила примером для него (в 1931 г. Буш поставил в Англии «Высшую меру» Эйслера). Отныне все творчество Буша — в песнях ли, в симфонии, опере или кантате — проникнуто гражданским пафосом, выраженным открыто, публицистично. Композитор испытывает жгучий интерес к современности в ее социальном аспекте. Он с настойчивой последовательностью будет воплощать ее в симфониях: в Первой, три части которой носят названия тех английских городов, которые тяжело пострадали в годы экономического кризиса и стали центрами революционной борьбы; во Второй, «Ноттингемской», с ее первой частью, «повествующей» о герое народных баллад, бесстрашном защитнике бедных Робине Гуде; в Третьей, «Байроновской», где пафосом неукротимой борьбы воссоздается образ гениального поэта-романтика, мятежника, пламенного борца за свободу. Социальная тема будет главенствовать и в операх Буша. Своеобразно претворяя в музыкальной драматургии своих опер традиции героических опер Верди и народных драм Мусоргского, композитор в отборе литературного материала, в его интерпретации близок к английскому «рабочему роману» («Люди из Блэкмура») и к «антиколониальной литературе» («Сборщики сахарного тростника») — контрдвижению внутри мощного в Англии потока литературы колониальной. Стремление Буша дать в своем творчестве социально-политические картины жизни и борьбы, обнажить социальные противоречия, противостояние идей и мировоззрения сообщает его произведениям актуальность.

Английская музыка в межвоенный период обрела свою позицию по отношению к современности, сумела найти свой подход, свое преломление, свидетельствовавшее о решительном, полном и подлинном обновлении английской композиторской школы, о ее зрелости в XX в. Этот процесс происходил в творчестве К. Лэмберта, Э. Раббра, Л. Бёркли, А. Роусторна, А. Буша и других. Примечательно, что именно тогда, в межвоенные годы, формировалось искусство трех мастеров, ныне классиков современной школы Англии — Уолтона, Типпета, Бриттена, и столь же примечательно, что созревание их личности и творческой индивидуальности происходило в тесной связи с теми английскими писателями и поэтами, чьи произведения в межвоенные годы явились своего рода «барометром» эпохи: в 20-е гг. Уолтон — с Ситуэлами, в 30-е гг. Типпет — с Элиотом, Бриттен — с Оденом. Такое погружение в сердцевину современной проблематики в ее национальном преломлении несомненно способствовало актуализации творческих устремлений молодых композиторов.

Итак, качественный скачок был осуществлен. Произошло это в межвоенном поколении композиторов — в творчестве художников, чье детство проходило в годы первой мировой войны, а возмужание — в годы второй мировой войны. Крупнейшими среди них явились Бенджамин Бриттен, Уильям Уолтон и Майкл Типпет.