Музыка Англии XX века

Истоки нового движения

Англия была одной из тех стран Европы, где после расцвета музыкального искусства в эпоху Ренессанса, отечественная музыкальная традиция словно угасала. В Польше и Чехии национальная культура в результате иноземного вторжения подавлялась инонациональной. Хотя Испания не знала иноземного нашествия или длительного чужеземного владычества, тем не менее, ее политика, экономика и культура оказались с XVII в. в подчинении у Франции. Эволюция профессиональной музыки в названных странах имела прерывистый характер.

«Двухвековой застой» английской музыки

В трудах об английской музыке на всех европейских языках стало неким расхожим местом упоминать как что-то само собой разумеющееся «двухвековой застой», «200- летнюю летаргию», «кризис длиною в два столетия», а иногда даже — в два с половиной столетия.

Факты музыкальной культуры Англии XVIII в

Рассмотрим в этом аспекте факты музыкальной культуры Англии XVIII и отчасти XIX ст.

Интенсивное бытовое музицирование Елизаветинской эпохи обладало большой потенциальной силой и стало предтечей небывалой по масштабу концертной жизни Лондона — первой европейской капиталистической столицы. Размах этот был поистине буржуазным.

Георг Фридрих Гендель

Совершенно иную, отличную от Пёрселла миссию осуществил Георг Фридрих Гендель. Сначала, как уже говорилось, он способствовал распространению в Англии итальянских опер-seria. Однако затем он выступил в русле национальной английской музыки и создал произведения, ставшие вершиной развития глубинного пласта хоровой культуры страны.

Английская музыка. Общее

Отграниченная от континентальных культур, английская музыка в то же время вбирала в себя токи извне. Усвоение отдельных черт инонациональных школ способствовало упрочению и разветвлению коренной национальной традиции. Для подтверждения обратимся вновь к елизаветинскому периоду. Его называли «эпохой исследований и открытий», когда благодаря путешествиям явственно обозначилось стремление познакомиться с иными культурными традициями.

Значение в веках «Оперы нищего»

Поразительную жизнестойкость и актуальность пронесла «Опера нищего» сквозь столетия в ХХ в., в год ее 200-летия создали по старой схеме новый Музыкальный спектакль, который явился злой сатирой на современное им буржуазное общество («Трехгрошовая опера»); в 1948 г. Бенджамин Бриттен закончил свой вариант «Оперы нищего» для камерного оперного театра (и для Питера Пирса в роли Мэкхита); известен также кинофильм Питера Брука (с Лоренсом Оливье в главной роли), музыку к которому написал Артур Блисс (1953).

«Опера нищего»

В 1705 г. в Лондоне появляются первые итальянские оперные труппы, а через 5 лет, в 1710 г., приезжает Георг Фридрих Гендель, постепенно врастает в английскую музыкальную жизнь, и на протяжении ближайших десятилетий его основные усилия направлены на создание и исполнение своих, по существу итальянских: опер-seria.

Генри Пёрселл

У Генри Пёрселла около 50 произведений подобного рода. Среди них — «Пророчица, или История Диоклетиана» (по Фрэнсису Бомонту и Джону Флетчеру), «Король Артур» (по Джону Драйдену), «Королева фей» (по У. Шекспиру), в которых композитор разрабатывал отдельные принципы своей музыкально-театральной драматургии, приближая их к опере.

Жанр маски (masque)

Мастера-вёрджинелисты в совершенстве разработали также вариационно-фигурационную Технику. Отразив отдельные приемы пьес испанских мастеров, английские орнаментальные вариации значительно повлияли на современную вёрджинелистам европейскую музыку, особенно французскую, и в дальнейшем способствовали формированию классического цикла строгих вариаций.

Елизаветинская эпоха английской музыки

Традиция использования народной песни как основы духовного произведения в английской музыке ведет в глубь веков, а на рубеже XVI и XVII вв. большинство церковных композиторов гармонизовали бытующие напевы. Среди них — Джайлз Фарнеби, Ричард Эллисон, Джон Дауленд. Так до более поздних времен были донесены и впервые записаны напевы народных песен и баллад.