Музыка Англии XX века

Томас Харди

Еще одно имя необходимо назвать — имя великого современника Холста Томаса Харди. Когда Холст был студентом колледжа, он познакомился с поэмами Харди, написал несколько песен для голоса с фортепиано на его стихотворения. Три из них он послал писателю, ответившему ему любезным письмом.

Уот Уитмен

Большое влияние на Холста оказал Уот Уитмен. Не столько пламенные публицистические строки Уитмена, либо остро поставленные социальные темы или прославляющие Америку стихотворения побудили композитора писать музыку. Не урбанистическое, свойственное Уитмену, близко Холсту, а пантеистическое, выраженное в космических чувствах и ощущениях, которыми изобилует поэзия Уитмена.

Густав Холст

Холст прожил жизнь, полную непрерывных поисков. На вопрос одного из друзей, каковы были его самые ранние работы, композитор ответил: «Они явились результатом знакомства с трактатом Берлиоза об инструментовке... и незнания многого из теории музыки». В его ранних опусах слышно влияние Грига и Вагнера, особенно в обильно хроматизированной гармонии.

Искания и свершения

В данной главе объединены повествования о двух крупнейших композиторах, с именем которых связаны художественные достижения эпохи нового музыкального возрождения Англии.

Фредерик Дилиус

И тут мы назовем композитора, который стоит в стороне от основного пути английской музыки обсуждаемой эпохи, композитора, тесно связанного как с английской, так и с французской культурой. Это — Фредерик Дилиус (1862—1934). Если попытаться написать групповой портрет композиторов эпохи, то в общей композиции Дилиус займет место не в центре, а сбоку, к тому же место обособленное.

Традиция Вагнера в английской опере

Плодоносной была традиция Вагнера в английской опере на начальных этапах рассматриваемой эпохи. «Английскими Мейстерзингерами» называют одну из опер Станфорда — «Кентерберийский пилигрим» (1884), написанную на английский сюжет, из Чосера; вагнеровской тетралогией инспирирована трилогия Джозефа Холбрука, созданная на основе кельтской мифологии (1911—1929); Ратленд Боутон в 1914 г. открывает в Глэстонбери специальный театр — «английский Байрёйт» — для постановки своих вагнерианских опер, сюжеты которых основаны на легендах и балладах романтизированного «Артурова цикла».

Борьба за национальные музыкальные идеалы

Борьба за национальные музыкальные идеалы, сопровождаемая становлением национальной тематики, отторжением и усвоением достижений инонациональных культур, сопутствовала творческому пути многих художников, младших современников Элгара.

Симфонические сочинения Элгара

Следующий этап творчества Элгара вызревает в недрах первого — в «Сне Геронтия» обращает на себя внимание своеобразие и мастерство оркестрового письма. Потому кажется неудивительным, что вслед за ораторией композитором были созданы эффектные оркестровые пьесы, которые подтвердили мастерство владения оркестром: увертюра «Кокни» (1901), симфоническая поэма «Фальстаф» (1913), затем — Скрипичный концерт (1910) и две масштабные симфонии (соответственно 1908 и 1911 гг.).

Процессы становления

Первым истинным композитором, которого дала Англия со времен Пёрселла, называют Эдварда Элгара (1857—1934). Он был самоучкой, рос вдали от Лондона и был практическим музыкантом — играл на скрипке, управлял небольшими провинциальными оркестрами, для которых писал музыку, сменил отца на должности церковного органиста (1885).

Сравнение вклада Пэрри, Станфорда и Элгара в область хоровой музыки

Если сопоставить для сравнения вклад Пэрри, Станфорда и Элгара в область хоровой музыки, в частности в столь важный для национальной традиции жанр оратории, то обнаружим, что Пэрри и Станфорд ввели в ораторию (и кантату) такие литературные тексты, которые были и современными, и отличались высокими поэтическими качествами, и главное — основывались на национальных источниках.