Одиночество Граймса

Одиночество Граймса обозначено в самом начале оперы, когда еще, казалось бы, рядом с ним — сочувствующие ему люди (шкипер Болстроуд, аптекарь Нэд Кин), любящая женщина (учительница Эллен; Орфорд). Самос либретто строится на чередовании и сопоставлении массовых сцен и сцен, посвященных герою, на постепенном вытеснении «крупных планов» в отдельные картины, изолированные от массовых.

Если в Прологе оиеры и в двух картинах I акта герой предстает на фоне односельчан, среди них, внутри враждебной толпы, то в дальнейшем конфронтация такова, что масса будто вытесняет героя, выталкивает его из своей среды. Так оказывается логически оправданным и точным сопоставление во II и III актах поляризованных картин: первые — суть массовые сцены, вторые — огромные монологи Граймса. Таким образом, построение либретто, его форма обладают строгой логикой, целеустремленностью, выразительной направленностью.

Последний раздел 2-й картины III акта, в котором повторяется хор рыбаков, открывающий 1-ю картину I акта, перекидывает арку и является фактически эпилогом оперу.

Опера действенна, динамична при сохранении фундаментальности конструкции традиционной «большой» оперы. Устремленность музыкально-сценического действия предопределена последовательно проведенным драматургическим приемом: ни одно высказывание не остается без живой реакции, активного вмешательства остальных персонажей, поэтому сольные эпизоды естественно перерастают в ансамблевые и, в зависимости от градуса конфликта, в хоровые. И встречное движение: внутрь хора вторгаются динамизирующие действие реплики действующих лиц, достигнутое состояние «закрепляется» ансамблевой сценой. Сквозное развитие размывает грани отдельных «номеров», эпизодов, сцен, а также картин, вызывая к жизни драматургическую полифонию.