Представление о Ральфе Воане Уильямсе

Ральф Воан Уильямс как личность был наделен привлекательными чертами. О его скромности, о постоянном «избегании» почестей в пору, когда они были неизбежными, бытует много рассказов.

В дни, когда в Англии праздновали его 80-летие, юбиляр сказал: «80-летие — это не то, что я мог бы кому-нибудь порекомендовать: пусть Вам будет 79 или 81, но позвольте Вам пожелать, чтобы Вам никогда не было 80 лет». Приведу один пример: выше (в очерке о Холсте) цитировалось воспоминание Воана Уильямса из его «Музыкальной автобиографии». Продолжу цитату: «Перегрузка партитуры всегда была одним из моих недостатков, и возникала она, я убеждец, вследствие моей неуверенности в себе... вследствие того, что я вынужден прикрывать свою наготу фартуком оркестровки». «Иов», по поводу которого это сказано, был написан, когда композитору исполнилось 87 лет,— он был признанным мастером, а вспоминает он об этом еще позднее. Подкупает критичность и позиция легкой ироничности по отношению к себе.

Ральф Воан Уильямс, без сомнения, был наделен общественным темпераментом, а его гражданственная позиция всегда была бескомпромиссной. В 1914 г. он пошел служить в армию солдатом, «подобно героям его любимых народных песен». Его письма военных лет (в первую мировую войну) и затем предвоенных (в конце 30-х гг.) — антимилитаристские по духу, а письма периода второй мировой войны переполнены выражением гнева и протеста против войны. Он всегда с пристальным вниманием следил за политическими событиями в мире и живо на них реагировал. Поэтому неудивительно, что с 1937 г. его произведения не исполнялись в Германии, а в феврале 1939 г. его музыка была официально объявлена в Германии запрещенной как «антинациональная пропаганда».

Гражданственность для Воана Уильямса неразрывна с художественным творчеством. «Не происходят ли вокруг нас дела, настойчиво требующие музыкального воплощения? Мы обязаны развивать чувство музыкальной гражданственности. Почему музыкант не должен быть слугой государства, почему он не должен создавать, подобно художнику, поэту, архитектору, национальные памятники? Композитор не должен уединяться и размышлять об искусстве; он должен жить одной жизнью со своими согражданами и делать свое искусство выражением всей общественной жизни».

Ральф Воан Уильямс был «действительно великим человеком, так же как и великим композитором — такое сочетание редко встречается в истории музыки».