Музыка Англии XX века

Притчи Бриттена

После притч у Бриттена возникла потребность вернуться к традиционной опере — «Оуэн Уингрейв» и «Смерть в Венеции». В каждой из них оригинально воссоединяются различные тематические линии предшествующих произведений: в первой — тема поруганной невинности и антивоенная тема, во второй — тема судьбы человека, на сей раз — творческой личности, писателя в современном мире.

Связь «Военного реквиема» с другими произведениями Бриттена

«Военный реквием» прочными нитями связан с другими бриттеновскими произведениями, расшифровывающими происхождение того или иного свойства, и — одновременно — полон находок, новых приемов, базирующихся на традиционных средствах.

«Военный реквием» Бриттена

Следующей вершиной в творчестве Бриттена стал «Военный реквием». В ретроспекции видно, как с середины 50-х гг. зреют идеи, ведущие к этому вершинному произведению.

Виолончельная же симфония Бриттена

В «Весенней симфонии» явственно ощутимы влияния двух жанровых истоков — в свою очередь синтетических: первый — отечественный — кантатно-симфонический, второй — от Малера — вокально-симфонический.

Бриттен как музыкальный драматург

Бриттен как музыкальный драматург равно велик и в тех вокальных циклах, которые можно назвать антологическими, и в тех, которые являются монографическими.

Композиционное разнообразие вокальных циклов Бриттена

Драматургическое и композиционное разнообразие вокальных циклов Бриттена сравнимо лишь с многообразием, коим отмечено его искусство в области оперы. Неординарный замысел каждого цикла находит воплощение в оригинальности композиционного решения с отточенностью деталей и убедительной рельефностью целого.

Питер Пирс

Необычайно сложную задачу либреттиста взяли на себя сам композитор и его постоянный сотрудник, певец Питер Пирс. Работая над комедией Шекспира, они сократили ее и превратили из пятиактной в трехактную.

Опера «Сон в летнюю ночь»

Явственно обозначаются связи между написанными на близком временном расстоянии операми. Так, «Билли Бадд», многими чертами родственный «Питеру Граймсу», стремлением к тематической интеграции и строгому интонационному отбору близок «Повороту винта» (сравним лейтинтервалы в характеристике злых сил и главных героев, чья драма устремлена к трагическому финалу).

Опера «Поворот винта»

Особое положение занимает «Поворот винта» — опера, в которой впервые Бриттен отказался от модуса видения, свойственного всем его предшествующим операм и большинству последующих.

Премьера оперы «Питер Граймс»

Премьера оперы «Питер Граймс» (1945) стала символичной: ею начал сезон разрушенный бомбежкой и заново открытый театр «Sadler's Wells» и, что еще важнее,— новый плодотворный период в истории национальной оперы, которая длительное время находилась в кризисе.