Опера «Поворот винта»

Особое положение занимает «Поворот винта» — опера, в которой впервые Бриттен отказался от модуса видения, свойственного всем его предшествующим операм и большинству последующих.

«Поворот винта» — драма символистская. В ней нет определенности пространственных и временных параметров, и хотя «действие, — как гласит ремарка, — происходит вокруг пригородного дома Блай в Восточной Англии, в середине прошлого века», музыка, вопреки обычной манере композитора, не воссоздает их. Партитура «Поворота винта» самобытна благодаря достигнутой цельности этого музыкального «организма», «верховным центром» и интонационно-тематическим источником которого является главенствующая музыкальная тема: все тематические и интонационные новообразования в этой опере произрастают из нее. К тому же чередующиеся оркестровые интерлюдии и сцены также соотносятся на основе принципа вариаций. Таким образом, опера монотематична в самом строгом смысле этого понятия и уникальна как пример музыкально-сценического вариационного цикла.

Неповторимыми чертами отмечены все произведения Бриттена для оперной сцены. И вместе с тем им присущи общие черты, которые в совокупности характеризуют оперный театр Бриттена. Попытаемся охарактеризовать главнейшие из них.

Сквозь сценическое и драматургическое многообразие опер Бриттена отчетливо проступает основная гуманистическая идея его творчества. Он проводит ее и на уровне детского восприятия, и с мягким юмором, и с напряженным драматизмом. Ощущение боли вызывает горе матери в «Реке Кэрлью», гнев, негодование — гибель невинного и невиновного Билли Бадда, поругание верности и чести в «Лукреции». Сюжеты древние и более позднего времени несут в себе протест против насилия, зла, против угнетения и подавления личности. Этот моральный аспект не заслонял социального. Социальный конфликт выявлен в «Питере Граймсе», «Альберте Херринге», «Билли Бадде». Чаще же Бриттена волнует конфликт нравственный, именно он поглощает все иные ракурсы идеи, подчиняет себе сюжетные линии.

Существует генетическая связь между первой оперой и всеми последующими. В партитуре «Питера Граймса» сосредоточены различные грани дарования композитора, которые затем «разошлись» отдельными линиями и привели к созданию непохожих друг на друга произведений. Таковы три камерные оперы — «Поругание Лукреции» (1946), «Альберт Херринг» (1947), «Поворот винта» (1954). В страстно-драматическом и одновременно сдержанном тоне повествования «Лукреции» слышны отзвуки многих лирических страниц «Граймса», связанных, преимущественно, с образом Эллен. В «Альберте Херринге» Бриттен предстает мастером комически и сатирически заостренных ха-рактеристик, выросших из жанрово-бытовых сцен «Граймса». Тревожный мистицизм, свойственный партии Граймса, возникает в опере «Поворот винта» и в значительной степени становится ее атмосферой. Сравнения можно продолжить.

Детский образ и тема загубленного детства, побочная в «Питере Граймсе», получит развитие в детской опере «Маленький трубочист» (1949) и в «Повороте винта». Мир лесных фей и эльфов в «Сне в летнюю ночь» — это мир детства. Эльфы мальчишескими голосами поют детские песни, близкие игровой детской песенке из «Альберта Херринга» или песням детей из «Маленького трубочиста».

Морской колорит найдет претворение в «Билли Бадде» (1951) и детском миракле «Ноев ковчег» (1957), в кантате «Св. Николай» (1948). Эта органически присущая бриттеновским произведениям морская среда, морской воздух либо атмосфера быта приморского городка на Восточном побережье Англии является необходимым пластом его опер. Равно как и атмосфера леса, претворенная композитором в операх «Поругание Лукреции», «Поворот винта», «Сон в летнюю ночь». Тонкое ощущение пленера является важным свойством мироощущения композитора.