Музыка Англии XX века

«Knot Garden» Типпета

От оперы «Царь Приам» путь ведет к следующей творческой вершине, опере «Knot Garden» (1966—1970). Он пролегает через несколько песен, одночастную Вторую фортепианную сонату (1962), Прелюдию для медных, колоколов и ударных (1962), Концерт для оркестра (1962—1963) и ораторию «Видение св. Августина» (1966), Дочерними по отношению к операм являются два вокальных цикла, точнее, сюиты для голоса и оркестра — «Песни Ахиллеса», написанные после «Царя Приама» (1962) и «Песни Дава», созданные при завершении «Knot Garden» (1970).

Композиционные особенности оперы Типпета

Велика роль хоровой массы, ее редких и кратких реплик. Голоса за сценой (без слов) во вступлении к опере и в ее последней сцене создают атмосферу произведения — напряженно-драматическую: это и краска и одновременно экспрессивное выражение мольбы, стона, одна из главных в смысловом отношении интонаций всей оперы.

Типпет о «Царе Приаме»

Типпет в «Царе Приаме» остается верным своим драматургическим приемам, которые становятся канонами его драматургического мышления. Он создает, если можно так выразиться, результативные ситуации, то есть ситуации складываются за пределами сцен, в сценах они уже даны, они «опеваются».

Анализ оратории «Дитя нашего времени» и оперы «Свадьба в Иванов день»

Анализируя ораторию «Дитя нашего времени» и оперу «Свадьба в Иванов день» как два вершинных произведения, трудно обнаружить их родство. Они соотносятся не просто как разные жанры, решенные контрастными средствами и в разной стилистической манере, а как различные типы художественного творчества: графика и живопись, документальное свидетельство и фантастический вымысел, драматическое повествование и волшебная игра.

Либретто оперы Типпета

Либретто оперы Типпета, как представляется, уязвимо (ведь то был, не забудем, первый опыт композитора в данной области), да и сама идейная концепция довольно шаткая.

Опера Типпета

Она возникла на том примечательном этапе развития английской музыки, когда премьера «Питера Граймса» в 1945 г. возвестила возрождение оперы в Англии, а последующие камерные оперы Бриттена утвердили позиции жанра в отечественном музыкальном искусстве.

Литературная работа Типпета

В первые же дни второй мировой войны, в сентябре 1939 г., когда убийство в Париже нацистского дипломата фон Ратца еврейским юношей из Польши, мстившим за гонения, спровоцировало полосу погромов в Западной Европе, Типпет решает написать ораторию, своего рода современные пассионы.

Произведения Типпета

Из ранних произведений примечательна Первая соната для фортепиано (1936—1937, редактирована в 1942 г.) — первый опыт в жанре, который станет программно-важным в эволюции Типпета.

Майкл Типпет

В отличие от Бриттена, представляющего собой тип музыканта, полностью сосредоточенного на музыке и, как правило, не испытывающего потребности в иных, внемузыкальных стимулах и проявлениях, Майкл Типпет (р. 1905) является одновременно талантливым поэтом и драматургом, выступает автором сценариев, либретто и текста своих произведений; его интересы не ограничиваются различными областями культуры, но включают в себя философию, политику, социологию.

Место Уолтона в национальной культуре

Вне нашего рассмотрения осталось несколько вокальных и камерно-инструментальных произведений Уолтона. Минуя их, попытаемся оценить вклад композитора в музыкальную культуру страны.