Литературная работа Типпета

В первые же дни второй мировой войны, в сентябре 1939 г., когда убийство в Париже нацистского дипломата фон Ратца еврейским юношей из Польши, мстившим за гонения, спровоцировало полосу погромов в Западной Европе, Типпет решает написать ораторию, своего рода современные пассионы.

Подобно тому, как это делал Гендель в ораториях, Типпет стремился дать сюжет преломленным сквозь призму национальной поэзии. Среди источников его либретто — литургия, Библия, Элиот, Ките, Иетс. Когда Типпет задумал ораторию, он заручился согласием Томаса Элиота быть его сотрудником. «Элиот попросил меня сделать грубый набросок, который показал бы необходимое количество текста, примерную манеру и общий контур произведения. Я показал ему это, и он убедил меня закончить работу самому». Пользуясь советами Элиота — опытнейшего поэта и драматурга, — Типпет написал одну из наиболее удачных в литературном отношении своих работ.

Состоящая из 30 номеров, оратория делится на 3 большие части, где крайние выполняют функцию пролога и эпилога, а в средней части разворачивается «действие».

I часть призвана воссоздать атмосферу жизни, как в холоде глубокой зимы, скованной и оцепеневшей от ужаса;

II часть повествует о человеческой судьбе среди насилия и террора, об отчаянии и криках о мире; в III части, начало которой возобновляет напряженное, безнадежно мрачное настроение I части оратории, совершается постепенный переход — грядет время избавления («Мрак провозглашает славу свету», — гласит эпиграф к оратории).

Несомненно, моделью оратории служили баховские пассионы — об этом свидетельствует структура, чисто музыкальные соответствия и аналогии. Многочисленные интонационные, метроритмические, регистровые, тональные, фактурные и пространственные символы неотделимы в своей семантике от опыта европейской духовной музыки. Вместе с тем ощутимо воздействие и более лапидарного в своей мощи и простоте генделевского ораториального стиля.

Индивидуальная манера Типпета проявляется прежде всего в сольных вокальных партиях. Они наделены интонационно-мелодической рельефностью — особый дар первоизобретения музыкального материала, который присущ композитору; в них отсутствует какая бы то ни было аморфность, вялость или безликость; метроритмическая переменность дает ощущение дления и свободы развертывания мелодики. Пластичная естественность ариозных линий предвещает успех композитору в вокальной музыке, а в трактовке отдельных номеров-сцен чувствуется тяга к опере. Тонкое ощущение ансамблево-оркестрового колорита особенно приметно на нарочито лишенном красочности фоне.

Оригинальны хоралы. Ими в оратории Типпета служат 5 негритянских духовных песен, спиричуэле. Этот, столь необычный в таком контексте, материал наделен особым смыслом. Использование жанра песни, современного фольклорного и демократического слоя музыкальной культуры, не нарушает традиции, согласно которой хорал, достояние народной музыки, является музыкальной цитатой, данной в свободной обработке. Важно использование именно этого жанра, ставшего символом угнетенного народа, на протяжении веков подвергавшегося насилию.

Появление оратории «Дитя нашего времени» можно оценить как взрыв творческой интенсивности. Тщательный взгляд на предшествующие произведения обнаружит лишь два ее симптома: блюзовые интонации во II части Концерта для двойного струнного оркестра и обращение к генделевской теме для Концертной фантазии, начатой одновременно с ораторией («Скорее Гендель, чем Бах, стал моей Библией» — скажет позднее Типпет).

Центральным произведением следующего творческого этапа, в течение которого были написаны 2 струнных квартета (Второй—1941—1942, Третий — 1945—1946), 2 симфонии (Первая—1944—1945, Вторая — 1956—1957), оркестровые и вокальные сочинения, ряд камерных опусов, явилась опера «Свадьба в Иванов день». Работа над ней велась в течение 6 лет (1947—1952). Это большая трехактная опера с хором и балетом, пышный спектакль-феерия.

«Маленькая музыка» для струнного оркестра (1946); Сюита in D (1948); Концертная фантазия на тему Корелли для струнного оркестра (1953); Три фанфары для медных духовых инструментов (первая — для 4 валторн, 3 труб и 3 тромбонов, дата неизвестна; вторая — для 4 труб, 1953; третья — для 3 труб, 1953); Дивертисмент для камерного оркестра на тему «Селлинджерского хоровода» (1953—1954); Концерт для фортепиано с оркестром (1953—1954).

Два мадригала (1942), кантикли «Конец детства» (1943) и «Повеление сердца» (1950—1951), три хоровые работы (мотеты и мадригалы), кантата (1958), хоровые обработки народных песен (1956).

Соната для 4 валторн (1955), четыре инвенции для продольных флейт (1954), Прелюдия для органа (1945).