Майкл Типпет

В отличие от Бриттена, представляющего собой тип музыканта, полностью сосредоточенного на музыке и, как правило, не испытывающего потребности в иных, внемузыкальных стимулах и проявлениях, Майкл Типпет (р. 1905) является одновременно талантливым поэтом и драматургом, выступает автором сценариев, либретто и текста своих произведений; его интересы не ограничиваются различными областями культуры, но включают в себя философию, политику, социологию.

Также в отличие от Бриттена, чей творческий путь прямой, все расширяющийся и целеустремленный, путь Типпета извилист, изобилует неожиданными поворотами. Его, 80-летнего композитора, творчество до сих пор окружает ореол таинственности, ожидания чего-то необычного, непредсказуемого. «Любая попытка предсказать его будущий курс нелепа», «сбивающая с толку фигура... большинство работ которого ставит в тупик» — с небольшими вариантами такое мнение стало едва ли не обязательной фразой в статьях о нем.

Чем же, собственно говоря, так поражает всех Типпет? Какие парадоксы в его творческом пути обнаруживают исследователи и критики?

Щедро одаренный человек — педагог и дирижер, радио - и телевизионный музыкальный журналист, художественный руководитель фестиваля в Бате и директор Морли-колледжа (напомним: там же директором ранее был Холст), — он решительно отверг все свои ранние работы, написанные вплоть до Концерта для двойного струнного оркестра (1938—1939).

Список сочинений Типпета не поразит обилием названий: 4 оперы, оратория, 4 симфонии, 3 концерта (фортепианный, оркестровый, Тройной для скрипки, альта и виолончели с оркестром), 4 квартета, 3 фортепианные сонаты и другие немногочисленные камерные сочинения. Как это и бывает в подобных случаях (Берг), каждый опус — и малой и, в особенности, крупной формы — представляется важным звеном эволюции, итогом длительно подготавливаемой внутренней работы. В нем одновременно скрыты симптомы дальнейшего развития. Правда, произведения, открывающие новые перспективы в творчестве Типпета, появляются внешне неожиданно, и лишь тщательный ретроспективный анализ обнаруживает, что накопление новых черт в недрах предшествующего периода все же происходило, разработка отдельных элементов стиля осуществлялась неприметно. Момент же качественного скачка обескураживает неожиданностью — возникает произведение крупной формы, в котором новаторские, в сравнении с прежними, черты даны концентрированно.

Наиболее важное значение для эволюции Типпета имеют сочинения крупной формы. Они аккумулируют большой круг идей — литературных, поэтических, философских и музыкальных, волнующих художника на данном этапе его жизни. Следующая затем группа сочинений различных жанров и форм словно адаптирует, усваивает эти новшества, приспосабливая их к своей жанровой специфике.

Вершинными сочинениями являются оратория «Дитя нашего времени», 3 оперы — «Свадьба в Иванов день», «Царь Приам», «Knot Garden» и Третья симфония.