Музыка Англии XX века

Вторая половина XVIII и XIX ст. в Англии

Наиболее плодотворным и самым специфичным для английской музыкальной культуры второй половины XVIII и XIX ст. был перекресток путей ораториального и симфонического жанров.

Английские хоровые традиции

Так, в первый приезд в Лондон Гайдн был потрясен ораториями Генделя на проводившихся в Вестминстерском аббатстве Генделевских празднествах. «Когда запели «Аллилуйя», он заплакал как ребенок и сказал: «Среди всех нас он — Мастер!». Вскоре и сам Гайдн написал две оратории — «Сотворение (мира» по поэме Джона Мильтона и «Времена года» по поэме Джеймса Томсона.

Англия — страна пения

И, тем не менее, это так: Англия — страна пения. Но пения не сольного, а хорового. Здесь могут возникнуть ассоциации с Германией или Австрией, где с начала XIX в. широкое распространение получило так называемое лидертафельное пение. В Англии же хоровая традиция ведет в глубь веков. Естественно, как и в других гиронейских странах, один из истоков — культовое пение.

Роль народного творчества у английских композиторов

И творчестве композиторов Англии нашли претворение различные пласты народного творчества. Однако при попытке определить, к какому слою фольклора тяготеет композитор, надо помнить, что английская городская песенная культура также старая, также многовековая, ибо Англия — первая капиталистическая страна — урбанизировалась издавна.

Появление интереса к фольклору

Интерес к фольклору был разбужен активной работой собирателей, и композиторы обращаются к народной песне. Возникают сюиты, рапсодии на народные темы, характеризме для этапа становления любой национальной инструментальной школы в любые исторические периоды (вспомним роль «Камаринской» М. И. Глинки и Увертюры па три русские темы М. А. Балакирева в формировании русского симфонизма, вспомним также рапсодии Ф. Листа или Дж. Энеску).

Ветвь деятельности Шарпа

Отдельную и весьма важную ветвь деятельности Шарпа составляло возрождение старинной на фольклорно-песенной основе культуры танцевального движения, пластики. Источником явилось изучение народных танцев и, главное, морриса. Танцевальной реформой на основе моррис-танца (в неразрывной связи с песенностью) увлеклись хореографы и, что более всего интересовало Шарпа, школьные педагоги.

Становление английской фольклорной науки Англии

Расцвет Общества и наиболее важный этап движения — становление английской фольклорной науки — связан с именем Сесила Джеймса Шарпа (1859— 1924). Комитет фольклорного Общества к моменту появления в нем Шарпа, как было сказано, возглавляли крупные музыканты, двое из которых — Пэрри и Станфорд — были выдающимися деятелями нового возрождения.

Фольклорные песни великих поэтов

Особое место в народном творчестве Великобритании занимают фольклорные песни великих поэтов.

В любом собрании ирландских народных песен встречаются песни Томаса Мура, который написал новые слова ко многим старым ирландским напевам. Его поэтический цикл «Ирландские мелодии» был положен на музыку народных песен, музыкальной основой цикла стали старинные мелодии ирландских арфистов, изданные Бантингом в 1796 г. (1-я тетрадь) и в 1807 г. (2—8-я тетради).

Предыстория фольклорного движения в Англии

Но вернемся к истории, точнее — предыстории фольклорного движения в Англии.

Первые записи народных мелодий — шотландских — относятся к 1615—1635 гг. Речь идет о так называемой Скинской рукописи, содержащей 114 табулатурных записей. Попадались они и в сборниках со второй половины XVII в. (у Джона Плейфорда, Томаса Д'Урфи и Алана Рамсея), но в 1725 г. вышел сборник Уильяма Томсона «Шотландский Орфей» («Orpheus Caledonius»), где впервые появились подлинные шотландские песни — слова и музыка.

Загадка судьбы музыки в Англии

Загадка судьбы музыки в Англии заключается в том, что музыка резко выпала из ряда национального искусства, непрерывно и органично развивающегося, и в этом своем кризисе оказалась отъединенной от всех остальных областей английской культуры. Так было примерно с последней трети XVIII до середины XIX в.