Вторая половина XVIII и XIX ст. в Англии

Наиболее плодотворным и самым специфичным для английской музыкальной культуры второй половины XVIII и XIX ст. был перекресток путей ораториального и симфонического жанров.

Убедительней всего в пользу сказанного свидетельствует тот факт, что началом эпохи нового музыкального возрождения считают год создания «Освобожденного Прометея» Хуберта Пэрри, хоровой кантаты по поэме Шелли (1880). Вслед за ней Пэрри создал еще несколько ораториальных произведений, в том числе библейских. Исходя из осознанного им сближения оратории с симфонией, он определил такой тип как symphonia sacra. В музыкальном отношении в них слышно сильное влияние Баха и Брамса, затем Мендельсона и Генделя. Священная (духовная) симфония.

И никто не оспаривает ставший непреложным факт, что это поворотное в эволюции английской музыки произведение в стилистическом отношении является немецким. Но жанр его — что, по-видимому, важнее — оказался в русле национальной традиции.

Очевидно, у английской музыкальной культуры особо прочной и цепкой оказалась «жанровая память» (выражение М. Бахтина) хоровой традиции. Возникший в определенных исторических и национальных условиях, жанр семантичен, и с течением времени, модифицируясь, изменяясь, он все же сохраняет определенную направленность и значение для национальной традиции в целом. (Сравним с аналогичным значением музыкально-театральных жанров во французской музыке или симфонии — в австро-немецкой.) Таково, несомненно, значение оратории или, шире, крупной хоровой композиции в английской музыке XVIII и XIX вв. Так, Густав Холст в 20-е гг. нашего столетия, рассматривая состояние английской музыки, предложил следующий иерархический ряд ее сфер: хоровая музыка, оркестровая, вокальная (сольная), затем — критика и состояние аудитории). Оперы нет, хотя оперы писались в Англии. А один из крупнейших музыкантов — Хуберт Пэрри — советовал своим ученикам «писать хоровую музыку, что приличествует англичанину и демократу».

Поэтому в Англии в XIX в. хоровые общества и клубы постепенно выдвигались на передний план, становясь в определенные моменты едва ли не самой существенной с точки зрения национального своеобразия стороной музыкальной культуры страны, ее «точкой опоры». Французский дирижер Жюль Падлу, посетивший Лондон в конце XIX в., был поражен тем, что мог ежевечерне слушать в разных частях города концерты хоровой музыки. (В описании деятельности лондонских концертных залов обращает на себя внимание весьма интересная деталь: к последней четверти XIX ст. камерные концерты или симфонические собрания вытесняются хоровыми или с участием хора)