Предыстория фольклорного движения в Англии

Но вернемся к истории, точнее — предыстории фольклорного движения в Англии.

Первые записи народных мелодий — шотландских — относятся к 1615—1635 гг. Речь идет о так называемой Скинской рукописи, содержащей 114 табулатурных записей. Попадались они и в сборниках со второй половины XVII в. (у Джона Плейфорда, Томаса Д'Урфи и Алана Рамсея), но в 1725 г. вышел сборник Уильяма Томсона «Шотландский Орфей» («Orpheus Caledonius»), где впервые появились подлинные шотландские песни — слова и музыка.

Древнейшие валлийские напевы опубликовал бард принца Уэльского арфист Эдвард Джонс, он же собирал интересные материалы о поэзии, вокальном и инструментальном искусстве кельтов. В Ирландии первый сборник появился сравнительно поздно, в 1796 г., — Э. Бантинг издал мелодии ирландских арфистов. Не перечисляя всех изданий, подчеркнем значительный вклад, который был внесен в эту область династией Макфарренов, издававших альбомы бытового (чаще всего шотландского) фольклора.

Самый известный из Макфарренов — сэр Джордж, профессор музыки в Кембридже (напомню, что он вел переписку с Брамсом относительно его приезда для присвоения ему почетного звания доктора музыки) и директор Лондонской музыкальной академии, композитор (автор опер, ораторий, кантат, 9 симфоний, камерной и культовой музыки) и теоретик (труды по гармонии, контрапункту, истории музыки), — был крупнейшим просветителем. Он осуществил редакцию «Дидоны и Энея» Г. Пёрселла (1841) для издания Антикварного общества, секретарем которого был, и, наконец, редактировал и написал сопровождение к песням двухтомного собрания Уильяма Чэппела.

В целом до середины XIX в. собирание народных песен носило случайный характер, сборники печатались для избранного круга лиц, и впоследствии их приобретали ан-тикварные общества. Фольклористов интересовали прежде всего тексты песен и, особенно, баллад. Вальтер Скотт, например, в 1800 г. собирал шотландские народные баллады и спустя два года издал три тома под названием «Песни шотландской границы». К напевам же не было бережного отношения, скорее наоборот — всячески приветствовались их аранжировки. Вспомним Джорджа Томсона, который выпускал сборники шотландских песен в период с 1793-го по 1841 г. и заказывал к ним обработки Фердинанду Гуммелю, Уильяму Шильду, Генри Бишопу и другим «знаменитым мастерам», как сказано на титульном листе, среди которых — Гайдн и Бетховен.

С конца XVIII в. и вплоть до начала нашего столетия были распространены смешанные сборники, в которых наряду с подлинными народными песнями публиковалась популярная вокальная музыка того времени. Эти сборники давали достаточно полное представление о бытовой музыке — звучащей среде эпохи.