Английские хоровые традиции

Так, в первый приезд в Лондон Гайдн был потрясен ораториями Генделя на проводившихся в Вестминстерском аббатстве Генделевских празднествах. «Когда запели «Аллилуйя», он заплакал как ребенок и сказал: «Среди всех нас он — Мастер!». Вскоре и сам Гайдн написал две оратории — «Сотворение (мира» по поэме Джона Мильтона и «Времена года» по поэме Джеймса Томсона.

Первая из них была особенно любима английской аудиторией. После ее исполнения в марте 1800 г. в Лондоне Гайдн в сознании лондонцев стал вторым после Генделя композитором. Величайшая популярность «Сотворения мира» сохранилась вплоть до XX в. именно потому, что она «также хороша, как генделевские оратории» .

Властное воздействие английской хоровой традиции ощутил на себе и Мендельсон, создавший после посещения Англии библейские оратории. Английские премьеры «Св. Павла» (1834) и «Илии» (1847 —2-я редакция) упрочили славу и авторитет композитора в стране.

Гуно, живя в Англии, основал в 1872 г. хор (ныне Королевское хоровое общество); премьеры ораторий «Искупление» и «Смерть и Жизнь» состоялись в 80-е годы в Бирмингеме, а затем в Париже.

До исполнения Девятой симфонии самым популярным в Англии произведением Бетховена была его оратория «Христос на Масличной горе» — она часто звучала в Лондоне с 1813-го по 1825 г. под управлением дирижера Джорджа Смарта, преданного поклонника и постоянного пропагандиста музыки Бетховена. В письме к Фердинанду Рису от 6 июля 1822 г. Бетховен спрашивает: «Есть ли какая-нибудь мысль о том, чтобы Общество (филармоническое общество) предложило бы мне написать большую симфонию (a grand symphony)?» Полагают, что это и есть первое упоминание о Девятой симфонии, создававшейся по заказу Лондонского филармонического общества, то есть по английскому заказу.

Примечательно, что в юные годы Смарт был оркестрантом у Заломона, и Гайдн во время своих лондонских концертов учил его, как играют в Германии.

Почему бы не предположить, что в сознании Бетховена музыкальная культура Лондона ассоциировалась с искусством столь близкого ему Генделя, и прежде всего с его ораториями, — ведь написал же он незадолго до смерти, 8 февраля 1927 г. известному лондонскому мастеру музыкальных инструментов Иоганну Штумпфу, приславшему ему, «ве-личайшему из живущих композиторов» Арнольдовское издание Генделя, благодарственное письмо за «поистине королевский дар». Быть может, сам заказ, исходивший из Англии, натолкнул Бетховена на мысль использовать хор. Примечательно, что Девятую симфонию и Англии именовали и именуют не иначе, как Хоровой симфонией (Choral Symphony). Откроем второй том Словаря Грова и обнаружим наименование Choral Symphony без имени автора — оно относится к Девятой симфонии Бетховена, и только к ней, хотя хоровых симфоний с тех пор немало написано, английскими композиторами в особенности...

Музыка Шумана не была популярна в Англии, и даже приезд Клары Шуман не изменил положения, но большой резонанс вызвало исполнение в 1856 г. его оратории «Рай и Пери».

Первый концерт Нового филармонического общества в 1852 г. открывал Берлиоз «Ромео и Юлией». «Немецкий реквием» Брамса в 1871 г., Реквием Верди в 1875-м, «Stabat Mater» Дворжака в 1878 г. и «Парсифаль» Вагнера в концертном исполнении (1884), которое обнажило присущие этой торжественно-сценической мистерии, как назвал ее Вагнер, ораториальные черты, — вот кульминационные события музыкальной жизни Лондона 70— 80-х гг. XIX в.