Музыка Англии XX века

Работы Пэрри

Также плодовит был и Пэрри. К любому фестивалю или музыкальному празднеству он создавал сочинение крупной формы. Он писал во всех жанрах, кроме оперы. В этом можно усмотреть влияние его пуританского воспитания и взглядов и, с неменьшим основанием, отражение особой судьбы оперы в Англии. Он писал камерную музыку и органные сочинения, кантаты и сборники вокальной лирики, хоровые песни и оркестровые сочинения, инструментальные работы, оратории и симфонии.

Взаимоотношения Пэрри и Станфорда

Для полноты повествования необходимо упомянуть и о дирижерской деятельности Станфорда. Он был одним из ведущих английских дирижеров своего времени. С 70-х гг., со студенческой скамьи, дирижировал он в течение всей жизни.

Школа Станфорда

Несомненно, что труды явились отражением обширной педагогической работы, которую вели оба композитора. Они создали школу. Их задачи были аналогичными, и никто не обнаруживал в их педагогических принципах противоречий.

Роль Пэрри и Станфорда

И Станфорд и Пэрри были выдающимися личностями. Их духовные, интеллектуальные и чисто профессиональные связи показательны в этом свете.

Музыкальное искусство Викторианской эпохи

Кто же представлял музыкальное искусство Викторианской эпохи? И как в целом можно оценить музыкальную культуру этого времени?

Кругом звучала музыка. «Викторианцы пели... когда они не пели, они свистели на улице! Они пели в гостиной, в кабинете и детской комнате, они орали в мюзик-холле и объединялись в «пабах», которые для этого строили по соседству c концертными залами.

Хуберт Пэрри и Чарлз Станфорд

Первыми крупнейшими представителями нового английского музыкального возрождения явились Хуберт Пэрри (1848—1918) и Чарлз Станфорд (1852—1924). Композиторы, ученые, исполнители, организаторы и педагоги, они, подобно основоположникам многих национальных школ, были выдающимися деятелями, чей многогранный труд был самоотверженно направлен на создание новой национальной композиторской школы, способной возродить традицию славного прошлого английской музыки.

Пролетарское хоровое движение

Пролетарское хоровое движение тесно сомкнулось с фольклорным. Обработки народных песен всегда служили важной составной частью репертуара рабочих хоров, и композиторы охотно удовлетворяли спрос.

Хоровое движение

Хоровая традиция питала творчество Хуберта Пэрри, чья хоровая кантата «Освобожденный Прометей» (1880) открывает собственно творческий этап эпохи нового музыкального возрождения страны. И в целом его хоровые сочинения (сюда входят хоровые песни, кантаты, библейские оратории) ценнее многочисленных инструментальных произведений.

Система «соль-фа нотации»

Система «соль-фа нотации» оказалась весьма эффективной. Любители хоровой музыки, преимущественно учителя сельских школ, образовали два хора — низшего и высшего класса (в зависимости от степени подготовленности), и уже в 1847 г. состоялись 4 концерта, которые ярко продемонстрировали прогресс нового движения.

Хоровые общества и клубы

С XVIV в. ведут свое происхождение многочисленные клубы — место встреч любителей хоровой музыки в ее ранних, близких к фольклорным формах. Многочисленными были и профессиональные хоровые общества — «Общество мадригала», «Академия старинной музыки» и множество других, чьи цели были различными.