Фольклорные песни великих поэтов

Особое место в народном творчестве Великобритании занимают фольклорные песни великих поэтов.

В любом собрании ирландских народных песен встречаются песни Томаса Мура, который написал новые слова ко многим старым ирландским напевам. Его поэтический цикл «Ирландские мелодии» был положен на музыку народных песен, музыкальной основой цикла стали старинные мелодии ирландских арфистов, изданные Бантингом в 1796 г. (1-я тетрадь) и в 1807 г. (2—8-я тетради).

К этой работе Мура привлек Джон Стивенсон. Их первый сборник появился в 1807 г., затем «Ирландские мелодии» выходили сериями до 1834 г. Этот цикл был написан в один из острых периодов национально-освободительной борьбы ирландцев, после подавления народного восстания 1789 г. Он посвящен родине, ее природе, истории, людям, страданиям и борьбе народа, Роберту Эммету — национальному герою, возглавлявшему борьбу за свободу. В ирландском музыкальном фольклоре песни Томаса Мура почти целиком заполняют собой группу патриотических песен, наиболее многочисленную и характерную для народного песнетворчества Ирландии.

Еще раньше аналогичный труд проделал великий шотландский поэт Роберт Бёрнс. Случай свел его с Джеймсам Джонсоном, эдинбургским издателем, который решил опубликовать старые баллады вместе с напевами. Сначала он, а затем Джордж Томсон, энтузиаст-собиратель народных песен Шотландии, Ирландии и Уэльса, запали поэту новые слова к старым Шотландским песням и балладам. С 1787 г. началось систематическое издание сборников «Шотландский музыкальный музей», содержащих народные мелодии с текстами В. Скотта и Р. Бёрнса. О размахе деятельности Бёрнса свидетельствует одно из по писем, где говорится: «Мне заказаны... слова всех наших баллад и песен, музыка которых создана шотландцами. Это... точно соответствует моему вкусу. Мною собрано, прости, заимствовано, «украдено» все, что я когда-либо слышал». (Интересно, что Бёрнс был первым, кто обратился к старинным гэльским напевам.)

Томас Мур и Роберт Бёрнс, обогатив национальную подию своими «народными песнями», вернули к жизни драгоценные мелодии, жемчужины народного творчества, способствовали их возрождению, их популяризации.

Только в последние два десятилетия XIX в. положение изменилось: к этому времени относятся попытки создания национальной коллекции музыкального фольклора. Первым здесь был священник С. Баринг-Гоулд: 4 тетради, содержащие 121 песню, выходили с 1889-го по 1892 г. Нет смысла называть все имена и сборники. Важно, что приблизительно в это время ширится и растет движение за собирание народной песни. Оно идет под знаком сохранения наследия народа и с помощью этого наследия — преобразования музыкального вкуса нации. Несколько позднее оно будет осознано и как почва для самоутверждения новой английской композиторской школы.

В 1898 г. в Англии образовалось Общество народной песни, существующее ныне под названием Общества народного танца и песни. Эта многочисленная организация была, в первую очередь, музыкальной, поэтому неудивительно, что возглавляли Общество и его комитет музыканты — Джон Стейнер, Хуберт Пэрри, Чарлз Станфорд. В течение первого десятилетия XX в. аналогичные общества были открыты в Ирландии (1904), Шотландии (1906) и Уэльсе (1909).