Истоки нового движения

Англия была одной из тех стран Европы, где после расцвета музыкального искусства в эпоху Ренессанса, отечественная музыкальная традиция словно угасала. В Польше и Чехии национальная культура в результате иноземного вторжения подавлялась инонациональной. Хотя Испания не знала иноземного нашествия или длительного чужеземного владычества, тем не менее, ее политика, экономика и культура оказались с XVII в. в подчинении у Франции. Эволюция профессиональной музыки в названных странах имела прерывистый характер.

В Испании в XV—XVII ст. были заложены основы классической национальной музыкальной традиции, получившей высшее воплощение в творчестве таких мастеров, как Т. Л. Витториа, Моралес, А. де Кабесон; после длительного перерыва в последней трети XIX в. возникло движение нового возрождения (Ренасимьенто), и с именами Ф. Педреля, И. Альбениса, Э. Гранадоса и М. де Фалья испанская композиторская школа решительно вошла в XX ст., составив одну из существенных страниц его музыкального искусства.

Несколько иное положение складывалось в Польше и Чехии. Эволюция профессиональной музыки возобновилась здесь на более раннем, чем в Испании, историческом этапе (во второй трети XIX в.), и путь был более долгим, а характер развития более органичным и непрерывным. Вспомним об обширном освоении классического наследия (моцартианство Б. Сметаны и его предшественников) и о многообразном участии в расцвете европейского романтизма; учтем также неразрывность звеньев национальной школы (Б. Сметана — А. Дворжак — В. Новак — И. Сук — Б. Фёрстер — Л. Яначек), не столь кратко и стремительно ведущей в XX в. По всей вероятности, такой путь был связан с интенсивностью национально-освободительного дви-жения в Польше и Чехии, вызвавшего уже в 30—40-е гг. XIX в. огромный общекультурный подъем, частью которого и стал расцвет музыкального искусства.

Есть еще одно существенное обстоятельство, подтверждающее особое положение Чехии в данной группе стран. Ниутри так называемой чешской музыкальной эмиграции (се хронологические грани определяют от средневековья до XIX в.), внесшей значительный вклад в развитие музыки в Италии, Австрии, Германии, Франции, Польше и России, была целая школа — мангеймская, которая сыграла едва ли не решающую роль в формировании раннеклассического и классического европейского симфонизма.

К этой группе относится и музыкальная культура Англии. Правда, в отличие от других стран, Англия не знала ни политической, ни экономической, ни духовной зависимости. Напротив, в пору безвременья своего профессионального музыкального искусства она достигла, как государство, невиданного могущества: наиболее развитая п процветающая, одна из первых в Европе капиталистических стран, сильная морская держава, самая свободная, по словам Ф. Энгельса, из стран Европы, далеко опередившая в социальном отношении все прочие государства. Судьба английской музыки выглядит еще парадоксальней, если вспомнить высказывания Энгельса об универсальности английской нации, соединившей в себе романский и германский элементы, если учесть, что на протяжении веков духовная жизнь Англии отличалась устойчивостью, бережным отношением к традициям, ставшим гордостью страны.

В работе «К критике политической экономии» К. Маркс указывал, что «определенные периоды его (искусства) расцвета отнюдь не находятся в соответствии с общим развитием общества». Из подмеченного несоответствия между уровнями социальной жизни и культуры, быть может, следует и то, что успехи экономики и политики не гарантируют расцвета искусства. Однако в Англии поражает другое: длительный перерыв, кризис коснулся лишь композиторской школы и, следовательно, культуры музыкальной — в других областях духовной жизни (в литературе и живописи, эстетике и поэзии, философии и театре) это было время непрерывного развития и расцвета подлинно национального искусства.

В соотношении ряда социально-политического и ряда общехудожественного музыка выступала в контексте художественной культуры как один из относительно одно-временно и параллельно идущих рядов. Но существуют исторически сформировавшиеся закономерности внутреннего соотношения видов искусств. В Англии на одном этапе ее исторического развития была нарушена взаимосвязь в общей структуре искусства: возникло не только внешнее противоречие с социально-политическим рядом, но и внутреннее — с другими сферами духовной жизни.