Георг Фридрих Гендель

Совершенно иную, отличную от Пёрселла миссию осуществил Георг Фридрих Гендель. Сначала, как уже говорилось, он способствовал распространению в Англии итальянских опер-seria. Однако затем он выступил в русле национальной английской музыки и создал произведения, ставшие вершиной развития глубинного пласта хоровой культуры страны.

Его оратории обнаруживают опору на традиции национально-своеобразного жанра английской церковной музыки — Антема, рождение которого в XVI в. было связано со стремлением донести библейское слово не на латыни, а на родном, английском языке, антема, культивируемого на протяжении веков английскими мастерами от Томаса Таллиса и Роберта Уайта через Уильяма Бёрда, Томаса Морли и Орландо Гиббонса к Джону Блоу и Генри Пёрселлу.

Именно оратории принесли Генделю прижизненную и посмертную славу национального английского художника. Их патриотические идеи оказались созвучными настроениям английского общества середины 40-х гг. XVII в., единодушно оказавшего тогда противодействие реставрации Стюартов. Тот факт, что оратории писались на библейские темы, был принципиально важным: Библия, переведенная на английский язык в 1611 г., явилась основой воспитания англичан, библейское слово было близким пуританству, в обличии которого выступала буржуазная революция в Англии в 40-е гг. Исполнение ораторий Генделя было сопряжено с немалыми трудностями: духовенство резко протестовало против светской трактовки библейской тематики и концертной формы ее подачи — ведь Гендель ввел практику исполнения ораторий в оперном театре, расширив тем самым сферу воздействия этого жанра. Оратории Генделя, вызванные к жизни умонастроениями английского общества того времени, вспоенные соками хоровой народной культуры, дали английской школе импульс на долгие десятилетия и одновременно укрепили принципиально важную ветвь национальной музыкальной традиции Англии.

Для того чтобы точнее оценить вклад Генделя в европейскую музыку — в музыку немецкую и английскую,— не-обходимо учитывать два важных обстоятельства: в конкретной исторической ситуации Гендель сильнее повлиял на английскую традицию, нежели на свою, немецкую, где его воздействие сказалось позднее; и именно английская музыкальная культура смогла дать Генделю нечто такое, что подготовило и привело его к созданию ораторий. Счастливое совпадение творческих намерений художника, притом наиболее новаторских его устремлений, и духовных запросов современного ему общества позволило Генделю, в отличие от Пёрселла, прямо воздействовать на английскую музыкальную культуру и на том историческом этапе обновить ее. Так воспринимали генделевские оратории современники, свидетели их общественного резонанса. Так относятся к ним в Англии до сих пор. «Гендель,— пишет английский историк музыки,— возвышается среди своих современников (имеется в виду — английских современников ), — как Гулливер среди лилипутов». Бернард Шоу свидетельствует: «Для англичанина Гендель не просто композитор, но объект культа. Скажу больше — религиозного культа!».

И еще одно немаловажное обстоятельство: Гендель шире открыл шлюзы иноземным воздействиям в Англии — вслед за ним в Лондон устремились немецкие музыканты.

«Для тех, кто интересуется европейской историей музыки, ясно, что Англия более, чем другие страны, была далека от того, чтобы приветствовать на своей земле музыкантов из-за границы». Однако же хлынувший в Лондон поток иноземной музыки не следует рассматривать лишь с негативной стороны. Так, например, в появлении, прежде всего, немецких и австрийских музыкантов и в том значении, которое им придавалось, явственно обнаруживается противовес французским и итальянским оперным влияниям, оказавшимся далекими от театральных и музыкально-театральных устремлений национальной английской культуры. Композиторы из Германии воспринимаются как способные обновить национальную музыку живительными токами передовой, современной континентальной школы, выступающей в жанрах, более близких английской традиции. (Учтем также, что с 1714 г. в Англию был призван королем Георг I из Ганновера — ганноверская династия царствовала до 1901 г.; благодаря немецким связям и покровительству короля, в Лондоне утвердился Гендель).