Значение в веках «Оперы нищего»

Поразительную жизнестойкость и актуальность пронесла «Опера нищего» сквозь столетия в ХХ в., в год ее 200-летия создали по старой схеме новый Музыкальный спектакль, который явился злой сатирой на современное им буржуазное общество («Трехгрошовая опера»); в 1948 г. Бенджамин Бриттен закончил свой вариант «Оперы нищего» для камерного оперного театра (и для Питера Пирса в роли Мэкхита); известен также кинофильм Питера Брука (с Лоренсом Оливье в главной роли), музыку к которому написал Артур Блисс (1953).

Как в свое время антимаска, пародия на маску, свидетельствовала о кризисе последней, так и «Опера нищего» возвещает кризис английского музыкального театра. Но если антимаска и маска находятся в одном ряду музыкального искусства и соотносятся как разновидности одного жанра, то природа этого весьма необычного явления, так бескомпромиссно (вероятно, не без полемичности) названного авторами оперой,— совсем иная. «Опера нищего» (и затем шире — балладная опера) не смогла стать тем жанром национального музыкального искусства, который противостоял бы итальянской опере, находящейся в фазе расцвета. Ибо противодействие «Оперы нищего» — не идейное, а чисто музыкальное — шло совсем по другому, параллельному ряду в иерархии видов и жанров музыкального искусства Англии. Ее место было не в высоком — профессиональном, а в более низком — любительском ряду. Она явилась высшим, «профессионализированным», проявлением широко распространенной и богато представленной в Англии бытовой музыки. Этого было явно недостаточно, чтобы изменить положение серьезной английской оперы и национальной традиции в целом. Скорее, «Оперу нищего» надо рассматривать как оппозицию всей профессиональной театральной музыке Англии того времени, кризис которой она с такой отчетливостью обозначила. К тому же появилась «Опера нищего» в ту пору, когда пути английской музыки определяли иностранные музыканты.

Длительный процесс становления и расцвета английской музыкальной традиции протекал интенсивно, был стойким, органичным и плодотворным. Эта классическая пора английской профессиональной музыки дала европейскому музыкальному искусству важные импульсы. Наряду с влиянием полифонических и вариационно-фигурационных принципов развития, на европейских мастеров оказывала воздействие инструментальная музыка масок, которые распространялись английскими музыкантами, изгнанными пуританством из страны. Их называли странствующими комедиантами, их творчество заложило основы оркестровой сюиты, высокоразвитой к тому времени в Англии.