Роль Пэрри и Станфорда

И Станфорд и Пэрри были выдающимися личностями. Их духовные, интеллектуальные и чисто профессиональные связи показательны в этом свете.

Пэрри был сотрудником и другом Джорджа Грова, составителя и главного редактора известного и наиболее авторитетного до сих пор (на английском языке) музыкального словаря; был другом и учеником Эдуарда Данрёйтера — замечательного музыканта, дирижера, ученого и пианиста, друга Рихарда Вагнера, организатора Вагнеровского общества в Лондоне (1872) и Вагнеровского фестиваля (1877) — с ним Пэрри исполнял свой Фортепианный концерт; он переписывался и обменивался сочинениями с Антоном Рубинштейном, встречался с Вагнером, дружеские отношения связывали его с создателем знаменитого английского Баховского хора Артуром Кольриджем. На протяжении долгих лет он испытывал сильное впечатление от чтения «Войны и мира» Л. Н. Толстого и восхищался «Борисом Годуновым» Мусоргского. Станфорд также общался с крупнейшими музыкантами эпохи — с Гансом Рихтером и Иозефом Иоахимом, встречался с Иоганнесом Брамсом (на Шумановском фестивале 1873 г. и позднее); среди соотечественников его друзьями были Альфред Теннисон и Роберт Браунинг, Уильям Теккерей и Чарлз Диккенс, Джордж Элиот и Джон Э. Миллес, Чарлз Дарвин и Уильям Гладстон.

Станфорд вспоминает о первой встрече с Брамсом. Рихтер привел английского композитора к венскому Мастеру. Брамс предложил сигару: «Вы — англичанин и не курите!» «Прошу прощения, англичане не только курят, но иногда даже пишут музыку». Ответ рассмешил Брамса, и лед отчуждения растаял. Быть может, имея в виду Станфорда, Брамс незадолго до кончины сказал одному из друзей: «Именно в Англии грядет поколение ищущих музыкантов, ибо они понимают, как направлять и учить. Вы увидите, без сомнения, что из этой страны придет нечто существенное».

И Пэрри и Станфорд были учеными. Они оба входили в Комитет фольклорного общества, так или иначе принимали участие во всех прогрессивных начинаниях своего времени. В их наследии есть печатные труды. Станфорд — автор книг «Музыкальная композиция» (1912) и «История музыки» (1916, совместно с С. Форсайтом). Некоторые из работ Станфорда вошли в сборник «Исследования и воспоминания» (выборочно назову статьи «О национальной опере», «Музыка в начальной школе», «Некоторые аспекты музыкальной критики в Англии» — они очерчивают диапазон его интересов; там же — воспоминания о Брамсе, Теннисоне, Иоахиме, критические статьи об оратории Пэрри «Юдифь», опере Верди «Фальстаф» и другие). Пэрри оставил капитальные труды. Его первой работой была вышедшая в 1887 г. книга о великих композиторах прошлого и настоящего (от Палестрины, И. С. Баха и Генделя к Вагнеру и Брамсу). Его книга «Искусство музыки» (1893) во второй редакции (1896) приобрела размах исторического исследования и стала называться «Эволюция музыкального искусства». Его лекции легли в основу работы «Стиль в музыкальном искусстве» (1911). Известный как один из основных авторов статей о музыкантах в Словаре Грова, Пэрри написал книгу «Музыка XVII века» (1902).