Хоровое движение

Хоровая традиция питала творчество Хуберта Пэрри, чья хоровая кантата «Освобожденный Прометей» (1880) открывает собственно творческий этап эпохи нового музыкального возрождения страны. И в целом его хоровые сочинения (сюда входят хоровые песни, кантаты, библейские оратории) ценнее многочисленных инструментальных произведений.

Пэрри стремился придать английской оратории философскую направленность. Высший образец «философской оратории», как определил ее Пэрри, — «Немецкий реквием» Брамса. Однако лишь на более поздних исторических этапах такая разновидность жанра утвердилась в английской музыке (назову «Морскую симфонию» Воана Уильямса, ораторию «Дитя нашего времени» Типпета, «Военный реквием» Бриттена).

Даже столь резко индивидуальный и индивидуалистичный художник, стоявший, казалось бы, в стороне от основных путей английской музыки рубежа веков, как Фредерик Дилиус, отдал дань хоровой традиции в своеобразной кантате «Морской дрейф» (1903) и в «Мессе жизни» (1909), которую оценивают как великое хоровое сочинение.

Густав Холст в юношеские годы руководил церковными хорами в деревнях. В последние годы жизни он организовал в Тэкседе едва ли не уникальный хоровой коллектив «Уайтсантайд» (Whitsuntide — по названию недели после троицына дня), проводивший свои ежегодные фестивали. Его пополняли приезжавшие в Тэксед друзья Холста, любители музыки, профессионалы, его ученики и самые близкие ученики-«апостолы». Наиболее масштабными и значительными сочинениями Холста являются Хоровая фантазия и Хоровая симфония (замысел Второй хоровой симфонии остался незавершенным), написанные для крупнейших хоровых фестивалей.

Жизнь Ральфа Воана Уильямса невозможно отделить от хорового движения. Окончив Королевский колледж музыки, он стал работать аккомпаниатором хора и дирижером хорового коллектива, с 1920-го по 1926 г. он руководил Баховским хором, во главе которого с 1885-го по 1902 г. стоял его учитель Станфорд. Многие сочинения Уильямса специально написаны в расчете на хоровые клубы и любительские общества. В графстве Сёррей, где долгие годы жил композитор, он был главным двигателем любительского музыкального движения, в том числе хорового.

Среди первых музыкальных впечатлений Бенджамина Приттена было хоровое пение Лоустофтского общества, секретарем которого была его мать. Обилие хоровых обществ вызвало к жизни разнообразные формы их деятельности. С середины прошлого века организуются ежегодные фестивали-конкурсы. Они замечательны тем, что в них участвуют маленькие хоры сельских общин, во главе которых стоит школьный учитель, пастор или жена пастора, местный фермер.

В отличие от континентальных фестивалей, английские проходили преимущественно в провинциальных городах (кроме столичного — Генделевского). Старейшим является Лидский хоровой фестиваль (заказ от Лидского фестиваля — большая честь для композитора). Менее крупные хоровые фестивали обладают своими традициями, которые бережно охраняются. К примеру, фестиваль Северного Стаффордшира сохранил преданность Элгару, сто ранним хоровым кантатам, которые не исполнялись пи на каких других хоровых праздниках.

Во второй половине XIX в. хоровое движение настолько широко распространилось, что проникло и в далекие области музыкальной культуры, соприкоснулось с другими важными, параллельно идущими тенденциями и движениями в музыкальной жизни страны: с фольклорным (о чем уже говорилось выше), с движением возрождения старинной музыки — мастеров тюдоровской эпохи, пёрселловской, баховской музыки.

Примечательно, что вошли в соприкосновение или пересеклись движения не просто по-разному называемые, но различные по существу своему — профессиональные (фольклорное, тюдоровское и баховское) и любительские (хоровое в одном его русле, связанном с «соль-фа нотацией», активизация деятельности духовых оркестров и конкурсы-фестивали). Если в возрождении старинной музыки главной силой и основной средой являлись музы-канты-профессионалы и образованный средний класс английского общества, то любительское хоровое движение было обращено, преимущественно, к пролетариату и сельским бедному и среднему классам.

Есть еще одна ветвь в английской хоровой культуре. Это — рабочее хоровое движение. Его питают два мощных потока: английская хоровая традиция и европейское пролетарское самодеятельное хоровое движение, в 20-е гг. охватившее Германию, Австрию, Чехию, Советский Союз. В Англии оно укрепилось в середине 20-х гг., когда хоровые рабочие кружки Лондона объединились в Лондонский трудовой хоровой союз, во главе которого стал организатор этого союза, композитор Ратленд Боутон. С начала 30-х гг., благодаря деятельности преемника Боутона Алана Буша, пролетарское хоровое движение Англии вошло в свою кульминационную фазу. Всебританские хоровые фестивали и празднества (как, например, Праздник труда в 1934 г.) сплачивали пролетариат Англии, Шотландии, Уэльса. Создание национальной революционной песенности, воспитывающей, нацеливающей на борьбу — такова главная задача пролетарского хорового движения, руководимого, по традиции, композиторами-коммунистами. Важнейшим событием движения явилось создание Рабочей музыкальной ассоциации, председателем (с 1936 г.) и затем президентом (с 1941 г.) которой был Буш. За деятельностью ассоциации сочувственно следили молодые английские композиторы. Буш наиболее талантливых из них стремился привлечь к работе. Так, для одного из фестивалей (1938) Бриттен написал кантату на стихотворения Уистена X. Одена и Рэндела Суинглера «Баллада о героях» и затем хор (a cappella) на стихи Р. Суинглера «Вперед, демократия!». Для пролетарского хорового движения, вдохновленный деятельностью Ганса Эйслера, писал свои хоровые песни и Алан Буш.