Взаимоотношения Пэрри и Станфорда

Для полноты повествования необходимо упомянуть и о дирижерской деятельности Станфорда. Он был одним из ведущих английских дирижеров своего времени. С 70-х гг., со студенческой скамьи, дирижировал он в течение всей жизни.

Он исполнил Первую симфонию Брамса в год завершения работы композитора над ней; вплоть до 20-х гг. XX в. он руководил оркестром Королевского колледжа музыки (в памятном для истории английской музыки исполнении «Дидоны и Энея» Пёрселла под управлением Станфорда участвовал как хорист Ральф Воан Уильямс); в течение 10 лет (1901 — 1910) Станфорд дирижировал на Лидском фестивале, кроме того он руководил Баховским хором (1885—1902) и оперной труппой колледжа, которая давала ежегодные спектакли в одном из лондонских театров.

Взаимоотношения Пэрри и Станфорда были дружественными и коллегиальными. Одни и те же идеи освещали их деятельность. Станфорд-дирижер исполнял некоторые сочинения Пэрри (к примеру, в 1881 г. руководимый им Баховский хор пел «Оду к Торжественной музыке» Пэрри на стихотворение Джона Мильтона) и посвятил ему ораторию «Эдем».

Как музыканты Пэрри и Станфорд воспитывались и на родине, и в Германии. Станфорд получил образование в Дублине, где родился, и затем в Кембридже, где прошел курс классической музыки и органа. Окончив колледж, он стал работать органистом в Тринити-колледже и дирижером Кембриджского университетского музыкального общества. Потом в течение двух лет он учился в Германии у Ф. Рейнеке и Ф. Киля. Пэрри, согласно семейной традиции, получил образование в Итоне, в Оксфорде он учился у лучших музыкантов того времени — Дж. Макфаррена и Стендла Беннета, затем поехал в Штутгарт к Г. Пирсону. Оба свидетельствовали, что на них, независимо друг от друга и в разное время, оказало сильное влияние знакомство с музыкой Брамса: в обоих случаях это были Вариации на тему Генделя. Среди их музыкальных воспитателей — убежденный вагнерианец Данрёйтер и Беннет, которого называли «тенью Мендельсона». Таким образом, и на родине, и в Германии их воспитывали достижениями немецкой музыкальной культуры — вот почему так прочны немецкие корни их творчества.

Оба — и Пэрри, и Станфорд — оставили огромное композиторское наследие.

Беспримерная эрудиция Станфорда облегчала ему ориентировку в пространстве европейской культуры, а техническое мастерство, легкость процесса сочинения позволяли ему быть невероятно плодовитым. Он с равным энтузиазмом и успехом обращался ко всем жанрам музыкального искусства. Он писал мессы (4) и антемы (около 20), светские кантаты (22) и струнные квартеты (8), камерные сочинения и песни, органные сонаты и оркестровые рапсодии (6), концерты (10), симфонии (7) и оперы (9). Его сочинения крупной формы, хоровые работы и, особенно, симфонии, выдают сильное влияние Брамса. (Исключение в спектре воздействий, оказанных на музыку Станфорда, составляет вердианский «Stabat Mater».) Его стилистическая ориентация не менялась и тогда, когда композитор обращался к фольклорному, ирландскому, музыкальному материалу (преимущественно в рапсодиях и симфониях).