Хоровые общества и клубы

С XVIV в. ведут свое происхождение многочисленные клубы — место встреч любителей хоровой музыки в ее ранних, близких к фольклорным формах. Многочисленными были и профессиональные хоровые общества — «Общество мадригала», «Академия старинной музыки» и множество других, чьи цели были различными.

Но сверхважным событием становились так называемые Фестивали трех хоров, регулярно проводимые и Генделевские празднества с 1784 г., которые объединяли профессиональные и любительские коллективы. О них иронично писал Дебюсси: «Путешественники рассказывали о больших фестивалях в Англии, где 300 тлосов почтительно и убежденно воспевают славу Генделя, Мендельсона и сэра Элгара». Совместное исполнение генделевской музыки любительскими и профессиональными хорами постепенно превратилось в национальный праздник. Число хористов в таких сводных хорах росло и уже к середине XIX в. достигало четырехзначных чисел. Устроенный, к примеру, в 1851 г. в Хрустальном дворце праздник хоровой музыки располагал коллективом и 3000 хористов. Против такой практики несколько позднее резко выступал Бернард Шоу: «В Англии, — писал он, — музыка Генделя умерщвлена гигантоманией. Люди воображают, что 4000 певцов производят в четыре тысячи раз более сильное впечатление, чем один певец... Будь я членом Палаты общин, я шее бы законопроект, запрещающий, как уголовное преступление, исполнять ораторию Генделя более чем 80 музыкантами — 48 хористами и 32 инструменталистами. В Англии музыку Генделя не сможет возродить никакая другая мера. Она погребена под бременем собственной громадной репутации и нелепого мнения о том, что великая музыка требует громадного оркестра и громадного хора». И, тем не менее, в этом ощущалась и ощущается потребность единения ради праздника, который стал национальной гордостью, ради утверждения национального самосознания. Несомненно, что объединение профессиональных и любительских хоров в данном и аналогичных случаях не есть искусственная мера — сами оратории Генделя и его преемников, хоровой стиль которых опирается не только на профессиональные, но и на народные хоровые традиции, словно подсказывал это. Именно любительское русло в хоровом движении придало специфичность этой национальной традиции.

Развитию любительского движения способствовала система упрощенного нотного письма — «соль-фа нотация» (сольмизация). Методы системы были заимствованы у

Гвидо Аретинского, разработавшего их 8 столетий назад. Цель ее — обучить пению с листа немузыкантов. В Англии систему ввели Джон Курвен и Джон Хулла. Оба они как личности примечательны для важного в истории английской музыки периода, и потому несколько слов о них.

Священник Курвен, один из представителей династии просветителей, был музыкально образованным человеком, однако его заинтересованность во внедрении системы не была чисто музыкальной, а религиозной, социальной, этической. В 1841 г. ему, министру конгрегации, конференция воскресных школ предложила изучить систему Гвидо Аретинского, приспособленную и модернизированную учительницей женской школы в Норидже, и Курвен ознакомился с ее опытам. Через 2 года он написал труд «Пение для школ и конгрегаций. Грамота вокальной музыки», в котором дал обоснование и разработал свой вариант системы.

В этом же, 1841 г. Хулла, органист и композитор, открыл в зале «Иксетер-холл» специальные классы для педагогов школ, дабы научить преподаванию вокальной музыки на основе аналогичного метода, но разработанного во Франции. За два года до того, в 1839 г., Хулла посетил специальные классы парижского композитора и педагога Гийома Вилема, который создал школу для рабочих. К тому же хоровое мужское общество «Орфеон», организованное Г. Л. Вилемом в 1830 г., освоило систему и плодотворно ею пользовалось в своей деятельности. Такой чисто практический урок стимулировал английского музыканта, и если Курвен теоретически разработал систему, то Хулла дал ей практическое выражение.