Пролетарское хоровое движение

Пролетарское хоровое движение тесно сомкнулось с фольклорным. Обработки народных песен всегда служили важной составной частью репертуара рабочих хоров, и композиторы охотно удовлетворяли спрос.

С другой стороны, сама направленность пролетарского хорового движения оказывала воздействие на интересы современных фольклористов послешарповского поколения, предуказывая им районы «полевой» собирательской работы и метод социологического анализа. Таковы, например, труды Альберта Л. Ллойда — крупнейшего английского фольклориста, длительное время связанного с лондонской Рабочей музыкальной ассоциацией. В 50-е гг. он опубликовал две книги, посвященные фольклору северо-восточных шахтерских районов страны, а его обобщающая работа, книга «Народная песня в Англии», вышедшая в 1967 г., завершается главой «Индустриальные песни», в которой изучается пролетарский фольклор.

Теперь вкратце упомянем и некоторые другие процессы, которые обогатили и разнообразили проявления великой национальной хоровой традиции.

Благодаря усилиям специалистов-энтузиастов (Арнольда Долметча с семьей — они воссоздавали старинные инструменты, искали музыкальные произведения, для них предназначенные, и исполняли их, — Эдмунда X. Феллоуз) старинная английская музыка вошла в репертуар хоровых обществ. В частности, Феллоуз работал над мадригалами от Бёрда до Томаса Томкинса: он подготовил двухтомное издание, где один том предназначался для библиотек, то есть для специалистов, а другой — для практической деятельности, для исполнения. Английские певцы, обратившиеся к вновь открытому репертуару, даже внешне восприняли практику певцов-елизаветинцев — сидеть по время исполнения вокруг стола. И когда английские хоровые коллективы гастролировали в Германии, они выжали большой резонанс в среде музыкантов, ибо та музыка, которую они исполняли (Бёрд, Морли, Уилкс, Гиббоне), говорила «не с легким английским акцентом... но языком, который немцы до того не слышали».

Эта волна естественно привела к творчеству Пёрселла, чья традиция именно теперь была осознана как более сильная, чем традиция тюдоровской эпохи. Для композиторов нового возрождения «открытие» музыки Пёрселла, его искусства в полном объеме должно было стать и в действительности стало фундаментом в творческих поисках. Таковым оно и явилось для Холста и Воана Уильямса, Типпета и Бриттена и многих других.

И. С. Бах был известен в Англии до определенного времени своей инструментальной и оркестровой музыкой. 2 октября 1849 г. было создано английское Баховское общество, и — что характерно для Англии, — основной его задачей было исполнение хоровых сочинений Баха крупной формы («Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», «Рождественская оратория», Месса h-moll). Они осваивались не сразу, по частям, но каждое такое исполнение, даже исполнение фрагментов, являлось событием в музыкальной жизни Лондона. Английской музыке был близок Бах с его неприятием оперы, Бах — автор монументальных хоровых произведений, созданных в жанрах, освященных многовековой национальной традицией, родственной одной из главных традиций музыкальной культуры Англии.

Так, подобно притокам, различные процессы музыкальной жизни страны питали русло хорового движения, которое, в свою очередь, служило композиторам многих поколений прочной опорой в их исканиях.