Система «соль-фа нотации»

Система «соль-фа нотации» оказалась весьма эффективной. Любители хоровой музыки, преимущественно учителя сельских школ, образовали два хора — низшего и высшего класса (в зависимости от степени подготовленности), и уже в 1847 г. состоялись 4 концерта, которые ярко продемонстрировали прогресс нового движения.

В том же году был заложен фундамент специального зала для хоровых любительских концертов (открылся в 1850 г. и спустя 10 лет сгорел). Как видим, система быстро распространилась и получила официальное признание.

Курвен, продолжив свою работу, организовал ассоциацию (1853), существующую и поныне как Музыкальная ассоциация английских школ, колледж (1879) — ныне Курвеновский мемориальный колледж. Затем последовали хоровые конкурсы (с 1862 г.), праздники, фестивали... Чарлз Диккенс писал о деятельности Хуллы и результатах внедрений системы: «В сотнях тихих городов и селений, расположенных вдалеке от дорог... сотни сельских священников ныне квалифицированы благодаря музыкальным навыкам управления хором, и дело их... осуществляется с достоинством и преданностью».

Естественно, что важное место в репертуаре любительских хоров принадлежало обработкам народных песен и баллад.

Станфорд в статье о роли музыки в начальной школе предостерегал: несомненна ценность системы, но вместе с тем она ограничена, ибо шедевры музыкального искусства сложно, а подчас и невозможно перевести в ее нотацию. Обучение старой же нотации — трудный, но плодотворный путь. По мнению Станфорда, задача состоит в том, чтобы «возвести мост» между соль-фа и старой нотацией.

На рубеже XIX и XX вв. системой пользовались студенческие и рабочие хоровые коллективы, которыми славятся английские города и провинции, университеты и колледжи. На основе любительского хорового движения, широким потоком влившегося в английскую музыку XX в., родилась Лондонская рабочая музыкальная ассоциация (1932).

Многие английские композиторы, особенно те, кто связан тесно с магистральными движениями эпохи нового возрождения, оказывались вовлеченными в хоровое движение — так или иначе, в разной мере и разнонаправленно. Как справедливо заметил один из исследователей этой эпохи, в английской музыкальной культуре «композитор, который на континенте мог бы мыслить в категориях симфонии или оперного театра, в Англии должен мыслить в понятиях хорового общества или провинциального фестиваля».

Эдвард Элгар был очень тесно связан с английской провинциальной музыкальной культурой. На начальных эта-пах своей творческой жизни он обслуживал как композитор и аранжировщик оркестр родного Вустера, еще писал для музыкантов Бирмингема, работал для местных хоровых обществ. Его ранние хоровые песни и кантаты находятся в русле великой английской хоровой традиции, подошедшей в 80—90-е гг. XIX в. — то есть именно тогда, когда Элгар создал ранние хоровые сочинения, — к кульминационной фазе. Оратория Элгара «Сон Геронтия» (1900), принесшая славу английской музыке на континенте, явилась столь значительным завоеванием композитора, что вытеснила, по общему признанию, «Илию» МенДельсона и стала второй после «Мессий» Генделя любимой ораторией английской публики.