Уот Уитмен

Большое влияние на Холста оказал Уот Уитмен. Не столько пламенные публицистические строки Уитмена, либо остро поставленные социальные темы или прославляющие Америку стихотворения побудили композитора писать музыку. Не урбанистическое, свойственное Уитмену, близко Холсту, а пантеистическое, выраженное в космических чувствах и ощущениях, которыми изобилует поэзия Уитмена.

Ведь «он (Уитмен) уверял, будто каждую строчку создает на берегу океана, проверяя ее воздухом и солнцем». Произведений, созданных на тексты Уота Уитмена, немало. Открывает список оркестровая увертюра «Уот Уитмен» (1899) — дань восхищения личностью поэта. Дочь композитора Имоджин среди ранних его работ наиболее значительной называет «Таинственного трубача», созданного в 1904 г. и отредактированного в 1912-м. Примечательно, что поэма Уитмена «Таинственный трубач» (1872) из цикла «От полудня до звездной ночи» завершается гимном радости, созвучным финалу Девятой симфонии Бетховена, и это могло служить дополнительным стимулом для Холста. В каталоге работ композитора жанр этого опуса определяется как сцена для сопрано с оркестром. К тому же 1904 г. относится песня на стихотворение из поэмы «Листья травы» Уитмена. Правда, это был своеобразный конкурс: на один текст одновременно писали музыку и Холст и Воан Уильямс, и оба согласились с тем, что песня Уильямса лучше. Когда разразилась первая мировая война, Холст вновь обращается к Уитмену, на сей раз к его гражданственной поэзии, и создает «Погребальную песнь по двум ветеранам» для мужского хора, медных и ударных инструментов, а в год окончания войны — «Оду смерти» для хора и оркестра.

Не только Холст, но также Дилиус и Воан Уильямс, столь разные по складу мышления и темпераменту художники, были вдохновлены поражающими своей свежестью и новизной стихами американского поэта. Обращение к Уитмену является и знамением времени и традицией, так как Уитмен был по-настоящему признан в Англии еще в 60-е гг. прошлого века. Открыл его Олджернон Суинбёрн, последний классик викторианской Англии. В одной из своих статей он сравнил Уитмена с гениальным В. Блейком и обратил к нему свои «Предрассветные песни». «...Вскоре оттуда же, из Англии, Уильям Россетти, член прерафаэлитского братства, написал Уоту Уитмену... письмо явно отражало восторженное мнение об Уитмене того круга английских художников, поэтов и мыслителей, в котором вращался автор. Это было мнение и Данте Габриэля Россетти, и Уотса Дэнтона, и Уильяма Морриса, и Берн Джонса... и многих других». Таким образом, Холст словно поддерживает эту нить традиции духовной жизни Англии своего времени.