Традиция Вагнера в английской опере

Плодоносной была традиция Вагнера в английской опере на начальных этапах рассматриваемой эпохи. «Английскими Мейстерзингерами» называют одну из опер Станфорда — «Кентерберийский пилигрим» (1884), написанную на английский сюжет, из Чосера; вагнеровской тетралогией инспирирована трилогия Джозефа Холбрука, созданная на основе кельтской мифологии (1911—1929); Ратленд Боутон в 1914 г. открывает в Глэстонбери специальный театр — «английский Байрёйт» — для постановки своих вагнерианских опер, сюжеты которых основаны на легендах и балладах романтизированного «Артурова цикла».

Уже на рубеже веков английские композиторы делали настойчивые попытки выйти из-под влияния немецких классико-романтических традиций, пустивших на английской почве столь глубокие корни. Вспомним, что Пэрри хотел создать — в противовес мендельсоновской — национальную разновидность философской оратории. Крупным достижением стала трилогия малых кантат Элгара «Дух Англии» (1917).

Поначалу Скотт воспринимался как «английский эквивалент» Дебюсси. Однако на самом деле Скотт был истинным представителем своей Эдвардианской эпохи, подобно Элгару, и суть его творчества определялась и фортепианные пьесы «В стране Лотоса», «Китайская серенада», «Индийская сюита», «Египет», «Впечатление о Книге джунглей Киплинга», «Русская ярмарка».

В надежде обновить свой музыкальный язык английские композиторы обращаются, в основном, к современной французской музыке. В сочинениях Сирила Скотта импрессионистическая красочность воссоединяется с романтическим ориентализмом и ярким, красочным, романтическим мировосприятием. К образам Востока обращался и Гренвил Банток, чья «ориентальная» музыка отмечена поисками своеобычной красочности. Мир восточных образов, настроений, восточной культуры и философской мысли все же не меняет основ мышления композитора. Для него образ Востока — условный, к коему тяготели многие европейские художники и композиторы времени. Уместно напомнить также, что именно в это время Англия стала родиной так называемых «колониальной новеллы» и «колониального роману».

Таковы три цикла песен для хора, оркестра и солиста «Из Омара Хайяма», 1906—1909, опера «Жемчужина Ирана», балет «Египет», симфоническая поэма и балет «Лалла Рук», камерно-оркестровые «Китайские ландшафты», песни на стихотворения китайских поэтов, шесть вокальных циклов «Песни Востока».

В рассматриваемом ракурсе показательной Представляется эволюция творчества Арнольда Бакса: в его ранних работах ощутимо воздействие австро-немецкого романтизма (Вагнера, Р. Штрауса, Малера), затем, после посещения в 1910 г. России, — музыки Римского-Корсакова; позднее в камерных сочинениях он осваивает красочную палитру французского импрессионизма (Дебюсси). Поездкой к Равелю пытается достигнуть окончательного высвобождения от немецкого воспитания, чтобы раскрепостить гармонический язык и оркестровый стиль, Воан Уильямс. Это был тактически точный шаг. Усвоив импрессионистическую манеру письма, композитор впоследствии стал самобытным мастером музыкального пейзажа.

Помимо довольно многочисленных частных воздействий, в сознании английских композитов импрессионизм нашел глубинный отклик. Но если в живописи Англии есть художники, предвосхитившие (Уильям Тёрнер) и своеобразно преломившие (Джемс Уистлер, Томас Гёртин) достижения импрессионизма, то музыкальный импрессионизм в Англии беднее. Правда, новооткрытая импрессионизма, и прежде всего Дебюсси, — связанные с новым ощущением сонорности, с новым представлением о музыкальном пространстве, динамике, тембре, с заново осмысленным ценностным отношением к звуку, — широко вошли в арсенал средств композиторов родины «пейзажа и марины... где у англичан меньше всего соперников в Европе». Примечательно, что пейзажность, ощущение пленера, импрессионистичность нашли отражение в тех сочинениях, в которых использован фольклорный материал (у Дилиуса). Таков тип оркестровых идиллий, которые нередко, по существу, являются сюитами или рапсодиями на фольклорном материале, как, например, фантазия Дилиуса «В летнем саду» (1908). Произведения на народные темы — естественное и закономерное явление на аналогичном историческом этапе во многих других европейских школах — все же отличаются в одном отношении: хотя подход к фольклорной теме остается традиционным, у английских композиторов нет потребности обязательно ввести этот материал в недра сонатной формы. Настроению любования природой в целом соответствует сюитность как смена картин. И здесь музыкальный импрессионизм поэтизировал и тем самым усиливал чисто художественное воздействие сочинений такого рода. В то же время конкретизация, жанровая прежде всего, музыкального материала и всего произведения в конечном счете снижала, обытовляла возможности музыкального импрессионизма.