Рейнгольд Морицевич Глиэр

14 июня 1927 — историческая дата советского балета

В третьем акте маленькая Тао Хоа снова возвращается к реальной жизни. Английские портовые власти и представители китайской буржуазии, раздраженные проявлениями симпатии китайского народа к советским морякам, замыслили убить капитана и сделать это решили руками Тао Хоа. Ее хозяин и покровитель Ли Шан-фу велит ей поднести капитану чай, в который сыплет яд.

Труд Глиэра в красном маке

Труд Глиэра расценивали как подвиг. Конечно, и здесь композитор опирался на опыт русских классиков, прежде всего Чайковского и Глазунова, обогативших старый жанр балетного искусства большими идеями, выразительностью образов и широтой драматургического развития. Но эти классические традиции русской музыки он наполнил новым содержанием, непосредственно связанным с окружавшей его жизнью. Сделал это смело и талантливо.

Балет «Красный мак»

На протяжении двух ближайших сезонов «Красный мак» ставился свыше двухсот раз и с неизменным успехом. Его смотрела широкая общественность, руководители партии и правительства. М. И. Калинин охарактеризовал балет как «прекрасное, уже советское творение». Позже высказывание это было напечатано в сборнике «О молодежи» (1940).

Работа над балетом

На долю Рейнгольда Морицевича в этот раз выпала исключительно трудная задача, стоившая ему неимоверного напряжения сил. Прежде всего, во всех деталях он счел необходимым изучить специфику классического танца. В этом Гельцер оказала неоценимую помощь композитору — она охотно показывала рисунок движений, объясняла значение отдельных элементов и их названия.

Рождение советского балета

Среди различных записей, сделанных Глиэром для себя, есть «мысли о музыке». Там, конечно, говорится о значении профессионального мастерства — «передать содержание и всецело овладеть вниманием слушателя можно только при наличии совершенной техники».

Музыка Глиэра к «Шахсенем»

Музыка Глиэра к «Шахсенем» вобрала в себя свыше 30 подлинных народных мелодий. Однако Глиэру, глубоко изучившему азербайджанское народное творчество, удалось, бережно сохраняя основные национально-самобытные черты этих мелодий, добиться удивительной стилистической цельности всего произведения.

О Шахсенем

В подборе голосов основных персонажей Глиэр следовал классическим традициям. Для лирической героини Шахсенем более всего подходило лирико-колоратурное сопрано. Для молодого певца Ашик-Кериба, конечно, тенор, тем более что издавна ашуги Азербайджана были певцами с высокими голосами. Ну, а отрицательные персонажи, как всегда, имели низкие голоса. Поэтому партия грозного Бахрамбека была поручена басу, а противостоявшего Ашик-Керибу Шахвеледа — баритону.

Судьба оперы «Шахсенем»

У Глиэра стали опускаться руки. Тем более что Шевкет Мамедова уехала на три года в Италию и он лишился ее весьма активной поддержки. Но договор был подписан, и Глиэр считал, что он обязан выполнить взятые на себя обязательства.

Написание оперы

В Москву Глиэр вернулся полный новых музыкальных впечатлений и немедленно приступил к работе над оперой. Он встречался с Гальпериным, консультировался по вопросам драматургии с Немировичем-Данченко и Ипполитовым-Ивановым. «Надеюсь, что к лету клавир будет готов, — писал он в декабре 1923 года Любарскому.— У меня обдумано и намечено уже много».

Первая мугамная опера «Лейли и Меджнун»

Первая мугамная опера «Лейли и Меджнун» У. Гаджибекова была исполнена в 1908 году. Но и тогда азербайджанская женщина все еще не смела появиться на сцене. И так было долго. В 1912 году, когда друзья юной Шевкет Мамедовой организовали ее концертное выступление в Баку, чтобы на собранные деньги она могла продолжать музыкальное образование, разыгрался страшный скандал.