Рейнгольд Морицевич Глиэр

Концерт 23 ноября 1938 года

23 ноября 1938 года — в день открытия Первой декады советской музыки концерт для арфы прозвучал в Большом зале Московской консерватории в исполнении К. А. Эрдели, которой сочинение было посвящено, и симфонического оркестра Московской филармонии. Дирижировал JI. П. Штейнберг.

Симфоническая поэма «Заповiт» («Завещание»)

В соответствии с первыми строками стихотворения («Как умру — похороните») поэма начинается скорбным звучанием мелодии украинской песни, которая некогда была сочинена полтавским учителем Г. Гладким на слова «Заповiта» и получила очень широкое распространение на Украине, но затем автора ее забыли, а полюбившаяся песня стала восприниматься как народная.

По пути творческого синтеза

Путешествуя по стране, подолгу работая в республиках, Глиэр хорошо смог ощутить, какие плоды приносит национальная политика нашего правительства, как гаснет вражда, разжигавшаяся в свое время реакционными элементами, как крепнет дружба народов, объединенных в единое многонациональное государство.

Мясковский о Гюльсаре

Ночью Николаю Яковлевичу Мясковскому позвонили из Ташкента и попросили поделиться впечатлениями. В 1903 году Мясковский по совету Танеева брал уроки гармонии у Рейнгольда Морицевича. Теперь он был уже автором семнадцати симфоний, многих других произведений.

Музыкальная драма «Гюльсара»

Среди отобранных к исполнению в Москве сочинений была музыкальная драма «Гюльсара», повествующая о жизни молодой узбекской женщины, которая восстает против векового гнета феодальных пережитков, сбрасывает паранджу и, несмотря на яростное сопротивление отца, ранящего ее и убивающего ее мать, устремляется к новой жизни.

Глиэр в Колпашево

Не только в Колпашево, повсюду Глиэра тепло встречали, и это заставляло забывать об усталости, вызванной трудными порой ночными переездами, смягчало горечь тех выступлений, когда приходилось играть на разбитом, расстроенном инструменте. Рейнгольд Морицевич всегда сохранял спокойствие и не роптал.

Глиэр — Народный артист РСФСР

В 1935 году — в год шестидесятилетия Глиэра — ему присвоено было звание народного артиста РСФСР. В больших городах страны (Москве, Харькове, Баку, Тбилиси, Одессе) и в сельской местности, куда композитор выезжал для встречи с тружениками полей, состоялись его многочисленные концертные выступления.

Народный артист

В 1930 году Сол Юрок повторил свои предложения Глиэру. «Считаю, что Ваш приезд может явиться событием в музыкальном мире Америки», — писал он. О балетной труппе уже не было речи. Он приглашал Рейнгольда Морицевича как пианиста и дирижера, исполняющего свои сочинения, и предлагал организовать восьминедельное турне по Северной Америке и Канаде.

«Красный Мак» в новой постановке Большого Театра

В новой постановке Большого театра, осуществленной Л. Лавровским, роль Тао Хоа исполняли Г. Уланова и О. Лепешинская, в Ленинграде — Н. Дудинская.

Спектакль Большого театра был удостоен Государственной премии. Он пользовался таким успехом, что его показывали даже в помещении Зеленого театра Центрального парка культуры и отдыха, вмещавшего девять тысяч зрителей. В передовой статье газета «Советский артист» утверждала: «Балет "Красный мак" можно смело назвать произведением советской классики».

«Красный Мак» в Ленинграде

Поставлен балет был и в Ленинграде, но эта постановка потребовала от Глиэра дополнительного труда. Александр Васильевич Гаук, который должен был дирижировать, сообщил Рейнгольду Морицевичу, что в Кировском театре «кое в чем отошли от московской редакции», а потому необходимо...