Рейнгольд Морицевич Глиэр

Глиэр — директор Киевской консерватории

В конце первого учебного года заканчивались и полномочия Пухальского. Согласно уставу, проведены были выборы нового директора. Кандидатура Глиэра, выдвинутая одним из руководителей РМО, Ю. Л. Давыдовым (племянником Чайковского), получила единодушную поддержку всего коллектива консерватории. 3 июня 1914 года решением Ученого Совета Глиэр стал директором Киевской консерватории. Узнав об этом событии, сын издателя Б. П. Юргенсон писал композитору: «За самую консерваторию можно во всяком случае порадоваться—в лице Вашем ее судьба в верных руках!» Со всем присущим ему пылом Глиэр принялся за работу.

Программы Глиэра

Для закрытия сезона Глиэр уже сам составлял программу. В первом отделении прозвучала его Вторая симфония,— то было первое исполнение в Киеве. Во втором публика услышала концерт для скрипки с оркестром М. М. Сикарда (солировал автор, хорошо известный киевлянам как скрипач-виртуоз и преподаватель Музыкального училища) и оркестрованные Глиэром Прелюдию (ор. 27 № 1) Скрябина, Прелюдию (ор. 23) Рахманинова и «Танец козлоногих» Саца.

«Романс» Глиэра

У скрипачей редкие программы обходились без популярнейшего «Романса» Глиэра. Пианисты играли его фортепианные миниатюры, виолончелисты — «Балладу» и другие пьесы. Издательство Юргенсона, перехватив инициативу у беляевского издательства после смерти Митрофана Петровича, печатало все, что сочинил Глиэр, — от романса до большой партитуры.

В центре музыкальной жизни Киева

В начале своего творческого пути Глиэр, как мы уже знаем, охотнее всего работал над камерными ансамблями и добился в этой области истинного мастерства. С годами сфера интересов композитора расширялась. Его начали привлекать другие жанры, сочетание слова и музыки перестало, как было одно время, казаться неестественным.

Эпилог симфонии «Илья Муромец»

Эпилог симфонии вызывал недоумение у части исследователей, особенно тех, кто плохо был знаком с народным эпосом. Некоторые даже упрекали композитора в пессимизме. А нужно сказать, что обстановка в России после поражения революции 1905 года и в преддверии империалистической войны вполне к этому располагала. Но Глиэр не был пессимистом.

Вторая часть симфонии «Сирены»

Вторая часть симфонии повествует о встрече Ильи Муромца с Соловьем Разбойником. В самом начале трепетная мелодия скрипок, легкие трели, пассажи передают таинственную атмосферу дремучего леса, где «на семи дубах залег Соловей Разбойник». Устрашающе мрачно звучит его тема в низком регистре у контрафагота, а по временам появляются пронзительные звучания: «От посвисту его соловьиного, от покрику звериного темные леса к земле все преклоняются, а что есть людей, то все мертвы лежат», — написано в программе.

Симфоническая поэма «Сирены» Глиэра

Симфоническая поэма «Сирены» Глиэра стоит в одном ряду с поразительными по красоте картинами моря, созданными Римским-Корсаковым,— вспомним «Садко», «Шехеразаду», прелюдию-кантату «Из Гомера», рисующую бурное море и носящийся по волнам корабль «хитроумного» и мужественного Одиссея, находчивость которого помогла противостоять чарам коварных обольстительниц.

Симфоническая поэма «Сирены»

Симфоническая поэма «Сирены» — первое программное сочинение композитора, задуманное в 1904 году еще при первом знакомстве с Адриатикой, завершено было в конце 1908 года и посвящено Марии Робертовне. В основу поэмы положены образы Гомера из двенадцатой песни «Одиссеи», в которой рисуется страшная картина, ожидающая Одиссея, если его корабль приблизится к острову Сирен:

Прежде всего, ты увидишь Сирен; неизбежною чарой

Ловят они подходящих к ним близко людей мореходных.

Об успехах Глиэра в Европе

Об успехах Глиэра в Европе знали и в северной столице России. «Последние дни в Петербурге слыхал от многих о Глиэр-абенде, — писал С. Прокофьев учителю, с которым старался поддерживать связь,— но никаких подробностей узнать не мог. Знаю только, что был очень удачный и что на программах был портрет автора. Обращаюсь к Вам как к человеку, близко стоящему к делу, и если у Вас осталась программа, то, ради бога, пришлите ее мне».

Созвездие музыкантов в Берлине

В Берлине тогда собралось великолепное созвездие музыкантов. В салоне Кусевицкого, обосновавшегося там на какое-то время, можно было встретить, например, Рахманинова, Шаляпина, Собинова, пианиста Годовского, дирижеров Блеха, Фернова и часто наезжавших Никита и Вейнгартнера; Глиэр легко вошел в эту среду и со многими музыкантами крепко подружился. Глинкинская премия и гонорары от издательства, где печатали все, что композитор успел приготовить к печати, обеспечивали его материально.