Рейнгольд Морицевич Глиэр

«Шахсенем»

В начале 1923 года Глиэр получил письмо из Баку от журналиста и общественного деятеля Я. И. Любарского и его жены певицы Шевкет-ханум Мамедовой, которые спрашивали Рейнгольда Морицевича, не сможет ли он приехать в Баку, чтобы познакомиться с культурой Азербайджана и написать оперу на местные народные мелодии.

Глиэр — заслуженный деятель искусств РСФСР

В 1927 году к званию заслуженного артиста республики у Глиэра добавилось еще звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В связи с Юбилеем Глиэра во многих зарубежных странах появились статьи и заметки о нем. В чикагской газете большая статья сопровождалась сюитой фотографий композитора. Газета «Dresden Anzeigen» поместила публикацию, озаглавленную «От Скрябина до Глиэра».

Работа Глиэра в области драматического театра

Для полного представления о том, что сделано Глиэром в области драматического театра, следует еще сказать, что в Художественном театре с его музыкой шли комедия П. О. Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1927, постановщики К. С. Станиславский, Б. И. Вершилов и Е. С. Телешев, художник А. Я. Головин), «Отелло» У. Шекспира (1930, план постановки К. С. Станиславского, режиссер И. Я. Судаков, художник А. Я. Головин) и «Мольер» М. А. Булгакова (1939, постановка Н. М. Горчакова, художник П. В. Вильяме).

Образы освободительной борьбы в музыке

Стремление создать социально значимый спектакль, запечатлев в музыке образы освободительной борьбы, привело Глиэра к мысли написать балет на сюжет пьесы «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник») знаменитого испанского драматурга Лопе де Вега. Композитор представил себе, как эффектно на сцене могут выглядеть красочный испанский быт, яркие костюмы и темпераментный характер героев, эпизоды народного восстания против деспотизма феодалов, и с азартом принялся за работу.

«В сплошной лихорадке буден»

«В Киеве я родился, в Москве я увидел свет духовный и свет сердца, а в Петрограде меня впервые признали (Беляев, Глазунов и другие)» — так написал Глиэр в середине своего жизненного пути. С 1920 года Москва, давшая композитору «свет духовный», Москва с ее театрами, великолепными концертными залами и бесконечно множившимися после революции клубами и Домами культуры стала до конца жизни основным местом его начинаний и выступлений.

Музыкальная жизнь Киева

В Киеве, как и в других крупных городах, атмосфера накалялась. И, тем не менее, музыкальная жизнь здесь не замирала — в значительной степени благодаря Глиэру. В частности, он прилагал героические усилия, чтобы сохранить оркестр. На места призываемых в армию разыскивал новых музыкантов, проводил с ними дополнительные репетиции, но концерты шли почти по плану.

Авторские концерты Глазунова и С. Василенко

Благодаря Глиэру состоялись в Киеве авторские концерты Глазунова и С. Василенко, выступления дирижеров Эмиля Купера, Эмиля Млынарского, С. Кусевицкого, скрипачей Л. Ауэра, Я. Хейфеца, пианистов Н. Орлова, И. Славинского, певиц Н. Кошиц и Е. Степановой. По просьбе Глиэра приезжали концертировать в Киев Рахманинов, Гречанинов, Прокофьев. Успехам последнего Глиэр необычайно радовался, видя, в какого крупного и своеобразного музыканта вырастает его бывший маленький ученик.

Время войны

А тем временем пламя войны разгоралось. Недолгая радость от взятия русскими войсками Перемышля сменилась горечью отступления. Фронт военных действий стал перемещаться на восток. В конце августа пришло правительственное распоряжение начать эвакуацию из Киева ряда учреждений и учебных заведений, в том числе консерватории. На Глиэра обрушились новые заботы.

Значение консерватории в культурной жизни города

Стремление Глиэра поднять значение консерватории в культурной жизни города буквально не знало границ. «Сегодня иду в Литературный клуб,— сообщал он жене,— где по примеру московского Художественного кружка устраиваются доклады и собеседования.

Учебный год в Киевской консерватории

Учебный год в Киевской консерватории, несмотря на то, что некоторые ученики были призваны в армию, начался вовремя. Глиэр в этот первый год директорства, как, впрочем, и во все последующие, проявлял большую активность. Внешне спокойный, мягкий в обращении с коллегами и учащимися, деликатный, он, по существу, был очень тверд, настойчив и требователен. Ровно в 9 часов он появлялся в классе (такой же пунктуальности требовал и от всех остальных) и начиналась работа.