Музыка Глиэра к «Шахсенем»

Музыка Глиэра к «Шахсенем» вобрала в себя свыше 30 подлинных народных мелодий. Однако Глиэру, глубоко изучившему азербайджанское народное творчество, удалось, бережно сохраняя основные национально-самобытные черты этих мелодий, добиться удивительной стилистической цельности всего произведения.

«Оперой "Шахсенем", талантливо сделанной композитором, было положено крепкое начало новой оперной культуре в Азербайджане», — писал Узеир Гаджибеков.

Премьера «Шахсенем» состоялась 4 мая 1934 года в бакинском Театре оперы и балета имени М. Ф. Ахундова под управлением автора. Главные роли исполняли Шевкет Мамедова (Шахсенем), Бюль-Бюль (Ашик-Кериб), В. А. Никольский (Бахрамбек). Ставил оперу режиссер И. Н. Просторов, декорации и костюмы художника С. Б. Вирсаладзе. Успех был огромный. Даже ярые националисты, с самого начала восстававшие против идеи создания такой оперы, против того, что они называли «русификацией» азербайджанского искусства, были покорены мастерством композитора, искусством молодых певцов, красочностью спектакля и восторженным приемом публики. Пресса местная и центральная была полна хвалебных откликов. Бакинская газета «Вышка» призывала сделать оперу достоянием самых широких кругов, «чтобы все трудящиеся нефтяного Баку смогли оценить блестящую победу национального искусства». «Бакинский комсомолец», отмечая великолепное сочетание специфики национальной музыки с высоким совершенством европейской композиторской техники, подчеркивал, что в музыке превосходно отображен основной замысел оперы — протест против произвола и насилия феодальной знати и стремление к раскрепощению восточной женщины. Далее утверждалось, что увертюра, восточные пляски, арии Кериба и Шахсенем, красочное свадебное шествие могут быть смело причислены к лучшим страницам мировой музыкальной культуры.

Именно как протест против бесправного положения женщины на мусульманском Востоке трактовала свою роль Шевкет Мамедова, испытавшая в свое время на себе его тяготы. «Стремление к певцу любви и свободы — это стремление из мрака прошлого к светлому будущему», — писала она. За короткое время опера стала популярной среди всего многонационального населения Баку.

Работа Глиэра высоко оценена была не только профессиональными музыкантами, слушателями, но и руководителями республики. Постановлением Аз ЦИК и Совнаркома АзССР от 25 мая 1934 года ему было присвоено звание народного артиста АзССР — «За особые заслуги перед азербайджанскими трудящимися, за активное участие в развитии новой тюркской музыкальной культуры, за многолетнюю работу над созданием оперы "Шахсенем"». Такое же звание получила и Шевкет Мамедова.

Так усилия передовых деятелей азербайджанской культуры и действенная помощь Глиэра привели национальную оперу к новому этапу развития. А это, естественно, требовало и повышения мастерства исполнителей. Поэтому было принято решение незамедлительно командировать пять человек из тюркских молодых кадров Госоперы для усовершенствования в столичные города Союза.

В конце мая Рейнгольд Морицевич еще раз продирижировал оперой и возвратился наконец в Москву. Он был удовлетворен результатами своего труда. Летом в авторском концерте в Киеве он исполнял отрывки из «Шахсенем» при участии Ш. Мамедовой, а затем отправился в трехмесячную поездку по Бурят-Монголии. Чтобы картина связи Глиэра с Азербайджаном была более полной, следует еще сказать, что в 1937 году, когда республика стала готовиться к Первой декаде азербайджанского искусства в Москве, к нему снова обратились за помощью. Глиэра попросили быть консультантом по всем исполняемым в декаде музыкальным произведениям, а также поручили ему сделать новую редакцию и инструментовку оперы «Нэргиз» недавно скончавшегося композитора М. Магомаева.

Глиэр хорошо знал Магомаева, ценил его работу по собиранию народных песен. После успешной премьеры «Шахсенем» Магомаев прислал Рейнгольду Морицевичу с дарственной надписью собственноручно записанные им мелодии персидской и азербайджанских песен. 10 апреля 1936 года он писал Глиэру: «Мне очень хотелось бы показать "Нэргиз" Вам, слышать Ваше мнение о ней и иметь Ваше ценное указание о ее недочетах. Льщу себя надеждой, что этот день придет и Вы не откажете в своей любезности!»

И этот день пришел. Глиэр сделал все, что было в его силах, чтобы «Нэргиз», повествующая о борьбе за установление Советской власти в Азербайджане (показана впервые в 1935 году), возвратилась на сцену и имела успех. Он помог поэту М. Ордубады переделать либретто, соответственно дописал большие фрагменты музыки, все отредактировал и заново оркестровал. В Москве он присутствовал на всех репетициях. Опера «Нэргиз», так же как «Шахсенем» и «Кёр-оглы» (У. Гаджибекова), успешно представляла азербайджанское искусство на Первой декаде в Москве в 1938 году.