Рейнгольд Морицевич Глиэр

Увертюра «Победа»

В увертюре «Победа» Глиэр средствами музыкальной выразительности постарался показать сплоченность людей доброй воли вокруг русского народа в войне с порабощавшим народы фашизмом, в борьбе за мир на земле.

Квартету имени Бетховена

Посвященное самому прославленному ансамблю нашей страны — Квартету имени Бетховена («профессорам Московской консерватории Д. М. Цыганову, В. П. Ширинскому, В. В. Борисовскому и С. П. Ширинскому»), отмечавшему в 1943 году свое 20-летие, произведение Глиэра исполнено было ансамблем на юбилейном вечере 30 октября.

Вокальный концерт Глиэра

За короткое время концерт приобрел популярность во всем мире. Кроме Казанцевой его пели Д. Я. Пантофель-Нечецкая (ей посвящено произведение), В. Максимова, Е. Чавдар, в Польше— знаменитая певица Эва Бандровска-Турска... По сведениям Г. М. Шнеерсона, регулярно получавшего информацию из-за рубежа через ВОКС, где он работал, более семидесяти певиц мира включили Вокальный концерт Глиэра в свой репертуар.

Концерт для колоратурного сопрано с оркестром Глиэра

Первая часть его строго выдержана в форме классического сонатного аллегро. Это неторопливое повествование о тревогах и грусти, о моментах задумчивой мечтательности. Построена часть на двух близких по настроению темах. После краткого оркестрового вступления, открывающегося мягким звучанием засурдиненных струнных, солирующий голос на фоне этих инструментов излагает нежную, певучую, совершенно необычайную по мелодической протяженности тему (главная партия).

Создание оперы «Рашель»

Так, работая урывками, Рейнгольд Морицевич создавал оперу «Рашель», посвященную борьбе французских патриотов с нашествием прусских войск в 1870 году. Либретто, написанное М. Булгаковым и М. Алигер по новелле Ги де Мопассана «Мадемуазель Фифи», предполагало три действия.

Идея единения и солидарности народов в музыке Глиэра

Эту прекрасную идею единения и солидарности народов перед лицом страшной опасности положил Рейнгольд Морицевич в основу своей Увертюры на славянские народные темы для большого симфонического оркестра. Сочинение построено на четырех темах.

Время Великой Отечественной Войны

Война, вторгшаяся на нашу землю 22 июня 1941 года, нарушила мирную созидательную жизнь страны и подвергла ее народы тяжелейшим испытаниям. Глиэр был с теми, кто сразу же все силы свои и умение стал отдавать борьбе с врагом.

Годы Великой битвы

В январе - феврале 1940 года музыкальная общественность нашей страны и поклонники таланта Глиэра широко отмечали 65-летие со дня его рождения и 40 лет его педагогической и музыкально-общественной деятельности. Во многих городах опять состоялись концерты из произведений композитора, а в Большом зале Московской консерватории 8 февраля чествовали юбиляра.

18 июля 1940 года, «Лейли и Меджнун»

18 июля 1940 года в Ташкенте состоялась премьера оперы «Лейли и Меджнун». Дирижировал Т. Садыков. Партию Лейли пела X. Насырова. «Нежная лирика, драматическая страстность, печаль и радость отражались в игре замечательной артистки, а огромный по диапазону голос давал ей возможность выразительно раскрывать богатство музыкального материала развитых оперных арий», — писал С. Векслер.

20 марта 1941 года, «Ферганский праздник»

20 марта 1941 года «Ферганский праздник» был исполнен Ф. Стоком в Чикаго. Острота ритмов, темпераментность произведения и необычайность посточных мелодий привели слушателей в восторг. Газета «Chicago Tribune» сообщала, что сочинение является «блестящей и привлекательной безделушкой, которая пригодится в будущих сезонах как гвоздь программы, чего нельзя сказать о всех новинках этого года». A «Herald American» писала: Новость, увертюра под названием "Ферганский праздник" с привкусом турецкого табака и ритмом, подходящим для гибких движений прекрасной Фатимы или другой восточной танцовщицы, стоит безусловно на уровне творчества великого Русского. 11роизведение кратко, изобразительно и благозвучно».