Народный артист

В 1930 году Сол Юрок повторил свои предложения Глиэру. «Считаю, что Ваш приезд может явиться событием в музыкальном мире Америки», — писал он. О балетной труппе уже не было речи. Он приглашал Рейнгольда Морицевича как пианиста и дирижера, исполняющего свои сочинения, и предлагал организовать восьминедельное турне по Северной Америке и Канаде.

В октябре он даже прислал договор (на 1932 год, с правом продления на 1933) и сделал соответствующее заявление представителям прессы. Вслед за этим из Нью-Йорка пришло письмо от Ивана Народного — музыкального критика и журналиста, с которым Глиэр встречался еще в Берлине и которому посвятил симфоническую картину «Запорожцы». Критик писал, что если состоится турне Рейнгольда Морицевича по согласованию с Юроком, то всю прессу он берет на себя. Он просил прислать ему фотографии, программы различных уже состоявшихся концертов, ноты, заранее готовясь широко освещать выступления Глиэра. Кроме того, развив истинно американскую предприимчивость, он сообщил Глиэру, что уже договорился с кинокомпанией о создании фильма-балета с его музыкой. В основу сюжета должна была лечь история любви американца адмирала Джона Поля Джонса и фрейлины императрицы Екатерины — Куракиной, послужившей (согласно существовавшей легенде) причиной удаления адмирала из России. И. Народный просил только узнать, можно ли будет провести некоторые съемки в Детском Селе.

Глиэр не торопился принимать решение. Ему памятны были строки письма Рахманинова, который еще в 1922 году предостерегал и советовал «возможно подробнее выяснить все обстоятельства прежде, чем предпринимать путешествие», ибо организация концертов в Соединенных Штатах сопряжена с большими трудностями.

Что с тех пор изменилось в Америке? В 20-е годы, когда разруха в России весьма затрудняла концертную деятельность, у Глиэра одно время возникали планы зарубежных гастрольных поездок. Но он не поехал тогда даже в европейские страны, хотя документы на выезд были оформлены. В архиве его сохранилась бумага, выданная 5 октября 1923 года Особым комитетом заграничных артистических турне и художественных выставок, удостоверявшим, что Глиэру разрешена заграничная командировка на два месяца.

Теперь же, когда была полная возможность концертировать по стране, когда театры стали забрасывать Глиэра заказами, в Америку его вовсе не тянуло. Сол Юрок был настойчив, неоднократно напоминал о своем предложении, однако Рейнгольда Морицевича занимали постановки «Красного мака», предпринимаемые то одним, то другим театром, занимала судьба «Шахсенем».

Тем временем на Соединенные Штаты обрушился экономический кризис. В июне 1932 года И. Народный писал Глиэру: «Музыкальные журналы у нас почти не выходят». Пустовали театры и концертные залы. Многим людям за океаном стало не до музыки, и вопрос о поездке отпал сам собой.

В 30-е годы Глиэр начинает работать в области киномузыки, полагая, что тем самым он будет способствовать развитию молодой советской звуковой кинематографии. С его музыкой появляются фильмы «Земля жаждет» (1930, режиссер Ю. Райзман) и «Конвейер смерти» И. Пырьева (1933). К работе над первым фильмом в качестве соавторов он привлекает молодых музыкантов С. Ряузова и В. Соколова, к работе над вторым — С. Ряузова, В. Кочетова и Н. Крюкова.

После появления двух первых фильмов Глиэр получает предложение от студии Востокфильм написать музыку к ленте «Наместник Будды». Летом 1934 года, не успев еще отдохнуть после премьеры «Шахсенем» в Баку и концертов в Киеве, он отправился с постановочной группой картины в трехмесячную киноэкспедицию по Бурят-Монголии и Восточной Сибири и, конечно, использовал эту длительную поездку для концертных выступлений. Он играл в Улан-Удэ, Верхнеудинске, Красноярске, Иркутске, Чите, дав десять авторских концертов. Газета «Бурят-Монгольская правда» писала: «Приезд Глиэра в Улан-Удэ — это крупнейшее событие в нашей художественной жизни, а концерт 30 сентября — это редкий музыкальный праздник трудящихся нашей столицы».

С интересом знакомился Глиэр с бурятскими и монгольскими народными мелодиями, делал записи наиболее характерных песен. Результатом новых музыкальных впечатлений и наблюдений жизни того края явился «Героический марш Бурят-Монгольской АССР». Эта симфоническая поэма написана для очень большого состава оркестра (с двумя тамтамами и увеличенной струнной группой), представляет собой красочную звуковую картину. Построена она на развитии старой бурятской народной песни и монгольских мелодий (одна из которых имеет энергичный, маршеобразный характер), а в музыкальную ткань обширной коды вплетаются еще интонации «Интернационала».

Близкое знакомство с бурятским и монгольским народным музыкальным творчеством, конечно, отразилось и в музыке к фильму «Наместник Будды» (режиссер Д. Бассалыго), вышедшем на экраны в 1935 году.

Три года спустя на студии Таджикфильм с музыкой Глиэра была сделана картина «Друзья встречаются вновь». Снимал ее режиссер К. Ярматов. Ему же принадлежит и фильм «Алишер Навои», выпущенный в 1948 году Ташкентской киностудией к 500-летию со дня рождения поэта, для которого музыку также писал Глиэр (на этот раз в соавторстве с молодым узбекским композитором Т. Садыковым).

В 30-е годы появляются две массовые песни Глиэра для двухголосного хора и фортепиано («Попади» и «Химтревога» на стихи С. Болотина) — дань всеобщему увлечению этим жанром. К этому же времени относятся «Симфонический фрагмент» и обработка для смешанного хора и симфонического оркестра украинской песни «Засвистали козаченьки», названная Богдановым-Березовским «симфонизированной песнью».