Мясковский о Гюльсаре

Ночью Николаю Яковлевичу Мясковскому позвонили из Ташкента и попросили поделиться впечатлениями. В 1903 году Мясковский по совету Танеева брал уроки гармонии у Рейнгольда Морицевича. Теперь он был уже автором семнадцати симфоний, многих других произведений.

С Глиэром его связывали взаимное уважение и общность интересов: оба воспитывали новое поколение композиторов, оба стояли в первом ряду строителей советской музыкальной культуры,— неудивительно, что ташкентцев, прежде всего, интересовало его мнение. Через несколько дней в газете «Правда Востока» появилась статья Мясковского, где он называл спектакль «Гюльсара» увлекательным и красочным, отмечал свежесть и новизну музыкальных мелодий и подчеркнул, что композитор подошел к обработке музыкального материала не как этнограф, а более свободно, использовал народные национальные мотивы, создав яркое произведение.

Финальная сцена из «Гюльсары», в которой прославляется эпоха, принесшая новую жизнь народам Востока, прозвучала и в день закрытия декады.

Труд Глиэра, открывшего новые горизонты развития узбекской музыкальной культуры, — того развития, которое ознаменовалось позже рождением узбекской национальной оперы, был высоко оценен. Ему присвоено было звание народного артиста Узбекской ССР и вручен орден Трудового Красного Знамени.

Через год — летом 1938 — Глиэр слегка переделал увертюру к «Гюльсаре», превратив ее в концертную пьесу. Программное содержание увертюры определило ее форму, кстати сказать, весьма близкую к бытующим в узбекской музыке макомам. А редкие по красоте и выразительности образцы национальных узбекских мелодий, использованные композитором как тематический материал, их контрастность, позволившая осуществить широкую разработку, торжественная праздничность финала, наделенного чертами танцевальности, — все это обеспечивало успех у слушателей. Глиэр сам очень часто исполнял увертюру, играли ее и другие дирижеры. По сравнению с увертюрой «Шахсенем», написанной с использованием рапсодических приемов, увертюра «Гюльсара» была несомненным шагом вперед в поисках Глиэра, так много работавшего над развитием национальных искусств. Однако превращать музыкальную драму в оперу Глиэр не стал, хотя многие советовали. Сделать это было довольно просто, ибо музыкальная драма «Гюльсара» уже содержала много элементов оперного жанра. Но Глиэр, помня всю историю с «Шахсенем», считал нужным выждать. Опера «Гюльсара» родилась позже.