История мировой музыки

Неаполитанская оперная школа

Первым крупным автором неаполитанской оперной школы (но не первым по времени: на подробностях происхождения неаполитанской школы мы не останавливаемся) был уроженец Сицилии Алессандро Скарлатти (1659—1725), ученик Джованни Кариссими и, возможно, Франческо Провенцале, чрезвычайно плодовитый и разносторонний музыкант с огромным мелодическим даром, автор 114 опер, 200 месс, многих ораторий, около 400 кантат и большого количества других светских и культовых вокальных композиций.

Характерные черты музыки первой половины XVIII столетия

Восемнадцатый век, в его сложнейшем комплексе политико-экономических сил, был столетием быстрого роста музыкальной культуры.

Характеристика музыкального быта XVII века

Давая характеристику музыкального быта XVII века, мы видим, что он в значительной мере отличался от уклада XVI века.

Первые представители немецкой оркестровой сюиты

Первыми представителями немецкой оркестровой сюиты являются Павел Пейрль и Герман Шейн (1586—1630), выдающийся предшественник Баха, автор интересных музыкальных «банкетов» «bancheto musicale».

Идея противопоставления и слияния звучностей различных исполнительских групп

Немецкий ученый Зандбергер извлек на свет собрание концертов некоего Лоренци Грегори, весьма слабой фактуры, опубликованные в 1698 г.

Развитие «камерной» сонаты

Наряду с этой отвлеченной сонатой («церковной» — она целиком или отдельными частями исполнялась во время богослужения) развивается так называемая «камерная» соната, основанная на принципе французской танцевальной сюиты со свободно сконструированной вступительной частью.

Традиции многоголосия

Все растущая вокальная виртуозность, поощряемая придворной знатью, падкой до блестящей импонирующей своим техническим мастерством манеры исполнения, начинает в XVII веке захватывать и область инструментального исполнения.

Разграничение двух типов клавишной музыки

Разграничение двух типов клавишной музыки еще сильнее обозначается во Франции.

Джироламо Фрескобальди

Итальянский юг выдвигает гениального виртуоза на органе Джироламо Фрескобальди (1583—1643).

Развитие клавишных инструментов в конце XVI столетия

Мы видели из предыдущего изложения, что в конце XVI столетия на севере Европы обозначился расцвет музыки для клавишных инструментов.