Развитие «камерной» сонаты

Наряду с этой отвлеченной сонатой («церковной» — она целиком или отдельными частями исполнялась во время богослужения) развивается так называемая «камерная» соната, основанная на принципе французской танцевальной сюиты со свободно сконструированной вступительной частью.

Ряд крупных мастеров венецианской, болонской, римской школы: Легренци (1626—1690), Витали (1644—1692), Бассани (1657—1716), обозначает собою последовательные этапы в развитии сонатной формы. Важное место в истории сонаты занимает венецианский мастер Легренци. У него впервые в 1655 г. сознательно разграничивается тип церковной сонаты-трио (sonata da chiesa), из нескольких частей с различными (Обозначениями темпов и размеров, и камерной (sonata da camera), последовательности танцовальных пьес.

У Джованни Витали в его собрании сонат-трио (1667) мы встречаем последовательность четырех законченных частей, могущих служить образцом тогдашней церковной сонаты. Содержание такой сонаты было следующее: первая часть — фугированное аллегро с кратким вступительным Grave, которое, впрочем, иногда отсутствует; вторая часть — краткое Grave, имеющее родство с вступлением первой части; третья часть — простая мелодическая, в спокойном движении, создавшаяся под влиянием оперной арии; четвертая часть — фугато на элементы темы первого аллегро. Этот тип оставался обязательным и для композиторов ближайшего периода.

Музыкантом, окончательно упрочившим достижения своих предшественников и произведшим сильнейшее впечатление на свою эпоху, был АрканджелоКорелли (1653—1713) — «maestro di maestrivirtuosissimo di violino, vero Orfeo di nostri tempo» («мастер среди мастеров, величайший виртоуз на скрипке, Орфей нашего времени»), как гласит надпись на мраморной плите в римском Пантеоне, где похоронен Корелли. Корелли является типичным представителем старого классицизма, спокойного, уравновешенного, основанного на чистом наслаждении звуками. Им заканчивается цепь итальянских авторов сонат для скрипки соло и сонат-трио, и он считается основателем классического стиля игры на смычковых инструментах. Кроме церковных и камерных сонат, Корелли усовершенствовал также появившуюся в конце XVII столетия большую оркестровую композицию «concerto grosso». Будучи сам прекрасным скрипачом, Корелли является одним из первых известных нам в истории «директоров» камерной музыки, дирижером небольшого струнного оркестра в доме дружественного ему кардинала Оттобони. Для этого оркестра Корелли был написан ряд инструментальных концертов, основным принципом которых было соревнование группы инструментов или одного инструмента с остальной массой. В концерте противопоставлялось, с одной стороны, «концертино» (concertino), т. е. маленький концерт, небольшая группа инструментов, чаще всего три смычковых, которым предоставлялась свобода в импровизации гармонических голосов п самостоятельных контрапунктов, а с другой стороны, оркестр, именуемый «concerto grosso», «большой концерт», отдельные голоса которого называются рипъенными (ripieni). Так же, как и сонаты, концерты разделялись на церковные и камерные. Насколько мы можем судить в настоящее время, Корелли был первым итальянским мастером, прочно облюбовавшим эту форму. Возможно, что его предшественником в данной области был Алессандро Страделла.