История мировой музыки

Немецкая культовая музыка

Ряд не выясненных окончательно южно-немецких мастеров вносит в культовую музыку элемент подчеркнутой мелодичности и драматизации.

Итальянская культовая музыка XVII столетия

Проследим также и судьбы строго культовой музыки. В итальянской культовой музыке XVII столетия первенствующее значение приобретают большие хоровые композиции (мессы, мотеты, псалмы).

Джакомо Кариссими

Джакомо Кариссими принадлежит еще большая заслуга в развитии камерной кантаты — произведения, состоящего из соло, дуэте» и» реже, из хоровых номеров для небольшого количества голосов с инструментальным сопровождением.

Особый вид духовной оперы — ораторий

Одновременно с расцветом оперного искусства в Италии развивается также особый вид духовной оперы — оратория, одна из действенных форм пропаганды клерикализма, относящаяся к области полукультовой музыки.

Кастрирование певцов

Таким образом, в XVII веке ни одна из европейских оперных школ не могла длительно соперничать с итальянской оперой.

Германская опера

Германия, политически раздробленная и экономически разоренная страшной тридцатилетней войной (1618—1648), не могла, конечно, принимать какого-либо серьезного участия в этом оперном соревновании различных стран.

Английская опера

К концу XVII века на музыкальную сцену Европы выдвигается английская опера. Предварительная история оперы здесь также связана с драматическими представлениями. Чрезвычайно часты упоминания о музыке в пьесах Шекспира, Бен Джонсона.

Опера во Франции XVII в

С господствующим типом итальянской оперы Париж познакомился впервые в 1645 г., благодаря постановке музыкальной комедии Марадзоли и популярной итальянской оперы «Che soffre speri» венецианца Сакрати, привезенной сюда, по приглашению кардинала Мазарини, итальянской оперной труппой.

Конец XVII столетия в опере

В конце XVII столетия мы наблюдаем проникновение фугированного письма в инструментальные части оперы, так что даже ритурнели к ариям пишутся в этом стиле, и центр тяжести с драматической выразительности переносится на чисто музыкальную.

Марк Антонио Чести

Представителем первого направления был Кавалли, о котором мы уже говорили, вождем же другого был Марк Антонио Чести (1618—1669).