Характеристика музыкального быта XVII века

Давая характеристику музыкального быта XVII века, мы видим, что он в значительной мере отличался от уклада XVI века.

Композиторы и учителя музыкального искусства перестают вербоваться исключительно из духовного сословия, сломлена навсегда гегемония церковных певцов, их вытесняют первые актеры, инструменталисты, директора камерной музыки, руководящие небольшими оркестровыми ансамблями в домах частных любителей музыки. Наконец, значительную роль в смысле изменения социального состава музыкантов имели появившиеся в середине XVI века профессиональные музыкальные школы — консерватории. «Консерватории» (слово, обозначающее по-итальянски «приемный дом») основывались как убежища для беспризорных детей и сирот. Здесь они получали с ранних лет музыкальное образование, и из этих школ выходили не только исполнители, но и композиторы. В XVII веке такие консерватории существовали в Неаполи и Венеции, где они носили название «госпиталей». Таким образом, из более обездоленной среды стали выходить хорошо подготовленные музыканты, обслуживающие высшие классы. Однако все они, особенно неаполитанцы, вносили в музыкальное искусство струю народной песни. С другой стороны, именно в XVII веке начинается культ виртуозов, принимающий в следующем веке опасные для художественного содержания музыки размеры. Распространение виртуозности, внесшее разложение в музыкальную среду, было одним из признаков растущего индивидуализма в эту эпоху возникновения нового общественного порядка из старого, феодального.