Идея противопоставления и слияния звучностей различных исполнительских групп

Немецкий ученый Зандбергер извлек на свет собрание концертов некоего Лоренци Грегори, весьма слабой фактуры, опубликованные в 1698 г.

Значительно выше стоят концерты боланца Джузеппе Торелли (ум. в 1708 г.), художественно содержательные и характерные тем, что вместо концертирующего трио здесь на первом плане — две состязающиеся скрипки. Этим сделан был значительный шаг по направлению к сольному концерту. Торелли также разграничивает симфонию, как более подходящую для больших помещений, и концерт для камерной обстановки.

Если, таким образом, идея противопоставления и слияния звучностей различных исполнительских групп, возникшая еще в XVI веке у венецианских мастеров, занимала в приложении к инструментальной мессе ряд итальянских композиторов XVII века, то окончательный вывод из этого постепенного назревания идеи был сделан Корелли. Он не был творцом новой формы, но оказался практическим ее осуществителем. В его руках она получила такую определенность, что дальнейшие поколения не могли ничего изменить в установленном им образце.

Мы оставили на некоторое время вне нашего рассмотрения север Европы. Преобладающее положение Италии в музыке этой эпохи отвлекло наше внимание. Однако и в Германии за этот период в сфере инструментальной музыки совершалось не мало интересного. Здесь развитие художественной музыки не было столь тесно связано с высшими классами, меценатами, вышедшими из феодальной среды, или крупными магнатами церкви. Она покоилась на более передовой основе городской культуры и теснее была связана с музыкальными интересами буржуа-горожанина, не совсем порвавшего с народной крестьянской песнью. Наличность городских оркестров, содержимых за счет горожан, благоприятствовала главным образом развитию оркестровой (вариационной, танцовальной) сюиты. Пребывание в первой половине XVII века на территории Германии иностранных войск принесло с собой и ознакомление с чужими музыкальными культурами. Немецкая музыка ближайшей эпохи заметно интернационализируется. Мы наблюдаем, например, большое разнообразие танцовальных типов в немецких сюитах.