Вокальный концерт Глиэра

За короткое время концерт приобрел популярность во всем мире. Кроме Казанцевой его пели Д. Я. Пантофель-Нечецкая (ей посвящено произведение), В. Максимова, Е. Чавдар, в Польше— знаменитая певица Эва Бандровска-Турска... По сведениям Г. М. Шнеерсона, регулярно получавшего информацию из-за рубежа через ВОКС, где он работал, более семидесяти певиц мира включили Вокальный концерт Глиэра в свой репертуар.

Вскоре появились переложения концерта для различных инструментов с оркестром, в частности для трубы с духовым оркестром (вторая часть концерта). Композитор за это сочинение награжден был Государственной премией первой степени (1946).

В годы войны Глиэр возвращается к своему любимому камерно-инструментальному жанру и пополняет список сочинений Четвертым струнным квартетом (1943), отмеченным также Государственной премией первой степени (1948). Произведение это бесспорно можно отнести к числу выдающихся достижений композитора.

Музыка квартета передает живое дыхание той тревожной поры, когда она создавалась. Уже первая тема, порученная вначале альту, а затем переходящая в более светлое звучание скрипок, тема широкого мелодического дыхания, интонационно несколько напоминающая советскую массовую песню, воспринимается как запев, предваряющий волнующее повествование о драматических событиях, образы которых развертываются дальше.

Ни полетность трехчастного скерцо, написанного в лучших традициях русской классической инструментальной музыки, ни картины ласковой русской природы, появляющиеся в средней части скерцо, когда широко и раздольно поет виолончель на фоне журчащих пассажей засурдиненных скрипок и альта, не снижают эмоционального напряжения, заложенного в музыке. Переживания, связанные с годами войны, ярко отраженные в первой части квартета, напоминают о себе и в скерцо, и в третьей — медленной — части, представляющей собою тему с мастерски сделанными десятью вариациями, и в финале произведения. Но музыка нигде не окрашивается в мрачные трагедийные тона. Тема медленной части, претерпев десять превращений, приводится к яркой динамической кульминации и в коде широко и спокойно разливается на фоне тремолирующего аккомпанемента.

Финал квартета — одно из сложнейших музыкальных построений с четырехголосной фугой. Здесь Глиэр — достойный ученик Танеева — вновь продемонстрировал свою блестящую полифоническую технику. Волевого характера тема фуги, последовательно проводимая альтом, второй скрипкой, виолончелью и, наконец, первой скрипкой, заметно мужает и набирает силу. Появляющийся в разработке тематический материал главной партии первой части квартета, который представляет собой основной художественный образ сочинения, получая подлинно симфоническое развитие, приобретает героический характер. Звучность и динамика постепенно нарастают, фактура сгущается, и завершается произведение светло и жизнерадостно.