Создание оперы «Рашель»

Так, работая урывками, Рейнгольд Морицевич создавал оперу «Рашель», посвященную борьбе французских патриотов с нашествием прусских войск в 1870 году. Либретто, написанное М. Булгаковым и М. Алигер по новелле Ги де Мопассана «Мадемуазель Фифи», предполагало три действия.

Глиэр его сокращал, изменял, переписывал. В результате наконец родилась одноактная опера, время действия которой хотя и относилось к XIX веку, но чувства героев были созвучны тому, что испытывали Глиэр и советские люди в годы войны. Гнев патриотов особенно ярко воплотил композитор в арии героини «О, родина моя».

Опера «Рашель» впервые прозвучала в 1943 году под управлением А. Орлова из московской студии Радио. После войны (1947) москвичи слушали ее в концертном исполнении в зале имени Чайковского.

Рядом с оперой по времени создания стоит пятичастная симфония-фантазия для оркестра русских народных инструментов. Исполненная в Москве под управлением Н. Осипова, она вызвала хорошие отклики прессы. Газеты писали, что симфония-фантазия проникнута колоритом русской песенности, мастерски инструментована автором и покоряет светлой жизнерадостностью и торжественностью.

Чувство оптимизма, вера в силы родного народа запечатлены Глиэром и в увертюре для духового оркестра, написанной к 25-летию Красной Армии, нашей славной армии-защитницы. Уже в медленном вступлении ощущается эпическая мощь, наполняющая произведение. А волевая устремленность главной темы, выразительные кульминации подчеркивают героический характер сочинения. Первое исполнение увертюры состоялось 16 марта 1943 года под управлением автора, дирижировавшего духовым оркестром, что вообще случалось не часто.

В годы войны перед лицом всеобщей опасности возросло чувство патриотизма наших людей. И это естественно. Наряду с тем острее стали восприниматься чувство любви, дружбы, красота не изуродованных войной уголков природы. И советские композиторы воплощали в музыкальных образах не только волю к победе и радость от ее предвкушения, гневную ненависть к врагу и подвиги народа, но и великое разнообразие интимных переживаний.

Концерт для колоратурного сопрано с оркестром Глиэра, писавшийся в пору жесточайших боев, слез и страданий (1942—1943: композитор тогда в эвакуации ютился с семьей в одной комнате и для работы располагал лишь инструментом, стоявшим в столовой Союза композиторов Свердловска), воспевает радость жизни и полноту человеческих чувств. Среди произведений композитора, большая часть которых отмечена поэзией и лиризмом, концерт, пожалуй, самое искреннее, проникновенное и задушевное. Музыка его бесконечно волнует. Это мир переживаний — тревожных и мечтательно-светлых, выраженный теплым звучанием человеческого голоса.

Истоки широко напевных тем концерта, конечно, следует искать в характерных особенностях русской протяжной народной песни, которую композитор так хорошо знал и любил. Л вот тонкая орнаментика, богато расцвечивающая музыкальную ткань, обороты, некоторые мелодические ходы, характерные для восточных мелодий, — все это пришло в музыку концерта от древних музыкальных культур народов Закавказья и Средней Азии, познанных Глиэром и сильно расширивших его творческий опыт.

Концерт писался, когда в списке сочинений композитора уже было более сотни романсов и множество арий, что, конечно, облегчило весьма нелегкую работу автора. Нелегкую хотя бы потому, что задуманное Глиэром произведение было первым советским вокальным концертом и, не побоюсь сказать, бесспорно, уникальным. В русской музыке можно найти случаи, где использован прием распева без слов. Это вокализы Рахманинова, Метнера, Гречанинова. Но Глиэр впервые рассматривает человеческий голос как солирующий инструмент и подчиняет весь музыкальный материал законам развития инструментальной музыки крупных форм. По существу, концерт Глиэра — виртуозная двухчастная вокально-симфоническая поэма.