Последняя одиссея

Воодушевленный успехом «Медного всадника», Глиэр, едва прошли премьеры в Ленинграде и Москве, принялся делать вторую редакцию «Красного мака». И не успели утихнуть восторги, вызванные столь удачным воплощением пушкинских образов, как афиши Ленинграда и Москвы еще в том же 1949 году сообщили о новых постановках «Красного мака».

Затем Рейнгольд Морицевич решил, что настала пора преобразовать музыкальную драму «Гюльсара» в оперу, и вместе с Садыковым принялся за работу. Они сохранили сюжетную канву драмы и ее музыкально-тематический материал. Но в партитуре подчеркнули конфликт двух противостоящих начал — светлого, жизнеутверждающего, характеризующего новые взаимоотношения людей в советскую эпоху, принесшую раскрепощение женщине Востока, и темного, реакционного, олицетворяющего невежество, порабощение и фанатизм. В опере есть арии, ансамбли, хоры и довольно большие симфонические эпизоды. Хорошо удались характеристики героев с их страстями. Премьера прошла в Ташкентском театре оперы и балета 25 декабря 1949 года. Дирижировал Т. Садыков. Заглавную роль исполняла X. Насырова.

Таким образом, в 1949 году у Глиэра состоялись премьеры трех произведений: двух балетов — «Медный всадник» и «Красный мак» — и оперы «Гюльсара». Кроме того, композитором было сделано переложение для фортепиано сцен и танцев из «Медного всадника», напечатанное в том же году музыкальным издательством в шести тетрадях.

В январе 1950 года в связи с широко отмечавшимся 75-летием Глиэра и награждением его вторым орденом Ленина в газете «Вечерняя Москва» появилось интервью с юбиляром, где, в частности, было сказано: «В скором времени я выезжаю в большую гастрольную поездку по городам Советского Союза... буду дирижировать исполнением своих симфонических произведений... По возвращении начну работать над новым балетом...»

Поистине достойны удивления были сила духа уже немолодого композитора и его творческий потенциал. Утомленное годами сердце, конечно, начало подавать сигналы, призывавшие быть умеренным в нагрузках, но Глиэр не хотел обращать на это внимание и считал себя вполне здоровым. Он продолжал совершать пешие прогулки. В Грузии, например, воспользовавшись приглашением группы музыкантов, он поднялся на вершину горы к древнему храму Джвари, оставив Нину в машине дожидаться его у подножия. Не отказывался Рейнгольд Морицевич от рюмочки хорошего коньяка и много ел яблок, придавая им исключительное значение в поддержании здоровья.

26 января Глиэр вновь отправился концертировать по стране. Д. М. Персон, организовавший эту поездку (как, впрочем, и все последующие), сообщил, что уже через два часа после приезда в Ярославль—первый пункт на их пути — Рейнгольд Морицевич репетировал с оркестром. Затем последовали концерты в Москве, Саратове, Ростове-на-Дону, Харькове, Львове, Киеве, Ташкенте, Минске, Каунасе, Вильнюсе, Риге, Таллине, Ереване, Баку, Тбилиси. За сто дней двадцать симфонических концертов в шестнадцати городах десяти республик нашей страны, соответственное количество репетиций и множество встреч — с учащимися и педагогами различных музыкальных учебных заведений, работой которых Рейнгольд Морицевич не переставал интересоваться, с композиторами, выразившими желание показать Глиэру свои произведения и услышать его мнение, рабочей молодежью, воинами. И при этом преодоление расстояний во многие сотни километров.

Программы концертов варьировались в зависимости от интересов публики, подготовленности музыкантов и наличия солистов — Первая и Вторая симфонии, сюита из балета «Красный мак», увертюpa к «Шахсенем», «Запорожцы», «Ферганский праздник», увертюра «Дружба народов», концерт для голоса с оркестром (в исполнении Н. А. Казанцевой или Д. Я. Пантофель-Нечецкой, в Киеве — Е. И. Чавдар), арии из «Шахсенем» и романсы с оркестром, которые пела Кнарик Григорян, Виолончельный концерт и прозвучавшая наибольшее число раз сюита из «Медного всадника».

Повсюду Глиэра встречали с максимальным радушием. Дольше всего он пробыл в Ташкенте, где дал пять концертов, посетил музыкальную школу, носившую его имя, слушал в Театре имени А. Навои исполнявшиеся его оперы «Лейли и Меджнун» и «Гюльсара», сам провел спектакль «Красный мак», выезжал в колхоз. На встречу с композитором, весьма популярным в самых широких кругах Узбекистана, съехалось тогда из соседних селений так много колхозников, что новый клуб, рассчитанный на 600 мест, не мог всех вместить. Часть приехавших расположилась на площади перед клубом у репродукторов. Появление композитора было встречено овацией. Газета «Правда Востока», поместившая подробный отчет, писала: «Концерт в колхозе превратился в подлинный праздник самого передового в мире советского музыкального искусства. Симфонический концерт из колхозного клуба транслировался по радио. Его слушали в самых отдаленных уголках Узбекистана».