Содержание «Медного Всадника». Продолжение

Ранее утихло «наглое буйство» волн и «возмущенная Нева» покорно погрузилась в гранит, одевший берега, теперь же ужасом погони смирен осмелившийся бунтовать Евгений: «в порядок прежний все вошло». На залитой солнцем Сенатской площади опять много народа.

Зарождаясь неторопливо, спокойно, мелодия «Гимна великому городу» звучит торжественно, широко. Это прославление мудрости Петра, который «Россию поднял на дыбы», дав мощный толчок для развития дремавших в ней сил. Это прославление прекраснейшего города на Неве — «окна в Европу», города, который стал колыбелью Октябрьской революции, выстрадал 900 блокадных дней, но не покорился, не сдался врагу, города, о жителях которого — тех, первых, кто забивал в болота сваи для фундаментов, и последующих их поколений—вполне можно сказать словами Николая Тихонова:

Гвозди б делать из этих людей:

Крепче б не было в мире гвоздей.

«Гимн великому городу» — это, конечно, и вдохновенное патриотическое воспевание величия и могущества русского народа, величия нашей Родины.

Первая постановка балета «Медный всадник» была приурочена к торжественно отмечавшемуся в 1949 году во всей стране 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина и осуществлена в невиданно короткие сроки—за три месяца. Стало это возможным только благодаря огромному энтузиазму и дружной работе его создателей. Глиэр присутствовал на многих репетициях и принимал самое деятельное участие, хотя нужно сказать, что благодаря тонкой работе либреттиста и постановщика надобность в исправлениях партитуры была минимальная.

В Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова премьера состоялась 14 марта, в московском Большом театре—27 июня 1949 года. Обе постановки осуществлены были Р. В. Захаровым в превосходных декорациях художника М. П. Бобышова. Дирижировал в Ленинграде Е. А. Дубовский, в Москве — Ю. Ф. Файер. Главные партии в Ленинграде исполняли Наталия Дудинская и Константин Сергеев, в Москве — Галина Уланова и Михаил Габович, а затем Ольга Лепешинская и Владимир Преображенский, Раиса Стручкова и Алексей Ермолаев.

По масштабности идейного замысла, значительности и многогранности его содержания, по яркости и глубине раскрытия философско-исторической темы балет «Медный всадник» не имеет себе равных в мировой музыкально-хореографической литературе. Прежде всего, это, конечно, благодаря непревзойденной пушкинской первооснове, каковой является гениальная поэма «Медный всадник». Но также благодаря музыке Глиэра, создавшего в широком симфоническом развитии сложную систему образов, отражающих содержание балета. Композитор искусно спланировал и развил множество ярких, контрастирующих друг другу тем-характеристик. Здесь и образы-портреты действующих лип, получающие по ходу действия различную психологическую и эмоциональную окраску. А для создания, например образа Петра, пришлось потратить много усилий, так как хореографически его портрет мало чем дополнялся, на сцене он статуарен. Здесь и картины природы — спокойно-величественные и бурно-сокрушающие; бытовые сценки, создающие сочные жанровые зарисовки как исторически отдаленной Петровской эпохи, так и пушкинской поры. Мастерски организуя весь этот многоплановый и многожанровый материал, композитор создал исключительное по красоте и силе воздействия произведение.

«И Пушкин, и Глиэр помогают нам, и сейчас воспринимать красоту нашего города, его ансамблей, памятников, его белых ночей,— написал К. Сергеев.— Много лет ежедневно по дороге в театр я проезжаю по набережной Невы мимо Медного всадника. И каждый раз... в памяти возникает Гимн великому городу.

Музыка балета звучит сейчас почти как стихи Пушкина. Она неотделима от них для нас, как неотделимы образы и стихи пушкинского "Онегина" от музыки Чайковского».

Ленинградцы полюбили балет «Медный всадник», полюбили музыку Глиэра, воспевающую их прекрасный город. Редкий праздник обходится без его постановки. А гостей, приезжающих в Ленинград, на Московском вокзале неизменно встречают торжественные звуки «Гимна великому городу».