Взгляды Элиота и Типпета

Вместе с тем взгляды Элиота и Типпета на роль художника в жизни общества расходятся, что нашло отражение в их собственной социальной позиции — постоянно активной у Типпета и становящейся пассивной у Элиота.

Справедливости ради, здесь же следует сказать, что Элиот не был догматиком по отношению к своим теориям или взглядам. Ему была свойственна «бескорыстная готовность прийти на помощь человеку, чьи идеи во всех отношениях противостояли его собственным», — вспоминает о нем критик-коммунист А. Мортон. В данном контексте небезынтересно, что Элиот «неизменно относился к марксизму с уважением как к единственной нерелигиозной политической философии, требующей серьезного интеллектуального осмысления». Для Типпета было плодотворным то, что как раз в 30-е гг., в годы наибольшей социальной активности поэта, он вступил с ним в творческое содружество.

Незаурядный литературный талант композитора проявляется во всем: он ощутим даже там, где, по словам самого Типпета, им были позволены некоторые вольности, что закутывало смысл произведения, осложняло его сценическую судьбу. Речь идет о первой опере, о «Свадьбе в Иванов день», переусложненный сюжет которой заслонил для соотечественников и современников ее высокие музыкальные достоинства на целое десятилетие. К несомненным удачам отнесем выдержанные в строгой и лаконичной манере стихи оратории «Дитя нашего времени» и текст оперы «Царь Приам».

И в прозе и в поэзии Типпет тонко стилизует. Четыре стихотворения в финале Третьей симфонии, написанные в блюзовой манере, являются в то же время созвучными Блейку. Создавая либретто оперы как литературное произведение, Типпет стремится выдержать его в единой образной тональности, в одном стилистическом ключе.