Достижения Холста-композитора

Из сказанного становится ясным, почему главные достижения Холста-композитора связаны с оркестровой и хоровой музыкой в их чистых и смешанных жанровых разновидностях, почему он так рано обрел мастерство, неотъемлемое от требований четкости мысли, идеи и ясности целей — след педагогического опыта и, вероятно, прирожденного педагогического таланта.

Как яркая и самобытная личность, Холст оказывал воздействие и на тех, кто не был его прямым учеником. Назову столь разных композиторов, как Джеральд Финци и Бенджамин Бриттен. Живой и пытливый ум, богатая фантазия, незаурядный исполнительский опыт, неустанные и интенсивные поиски (Холст «избегал успеха посредством легкого самоповторения», — пишет об учителе Раббра) сделали произведения Холста в любом жанре большим явлением в музыкальной жизни Англии.

Ральфа Воана Уильямса называют «Нестором современной английской музыки». Ему суждена была долгая жизнь (1872—1958), и его долгий творческий путь отличается исключительной целеустремленностью. В одной из своих статей он пишет: «Конечно, мы всему должны учиться у великих мастеров, и самое важное, чему мы можем научиться, — это их уверенности в своих творческих замыслах».