Вторая половина XVIII века: основы нового стиля музыки

Вторая половина XVIII века была чрезвычайно важной, решающей для музыки эпохой.

Быстро развивались технические навыки, легко сравнительно давалась выработка новых форм, расширялся круг слушателей по мере политического и культурного роста буржуазного класса и ее авангарда, интеллигенции. Как на одну из самых характерных черт этого пятидесятилетия можно указать на рост светской музыки, окончательное вытеснение старых церковных форм и процветание инструментальной музыки. Два основных типа музицирования — вернее, две основные музыкальные культуры, порожденные двумя различными классовыми установками, вступают в борьбу. Придворная, аристократически-феодальная музыкальная культура, с ее балетами, пышнейшей оперой, вступает в единоборство с демократически-буржуазной музыкальной культурой. И еще задолго до политического разгрома феодализма (Великая французская революция) буржуазная музыкальная культура побеждает (проф. Бюкен, «Музыка эпохи рококо»). Важнейшими фактами в истории музыки второй половины XVIII века были: рост комической, бытовой оперы, и следовательно - реалистического стиля в музыке, расцвет камерного ансамбля и выдвижение сольного полифонического инструмента фортепиано, широко распространяющегося в быту. Придворный музыкальный быт еще силен, аристократ-меценат (а в конце века уже капиталист-откупщик) — главный покровитель музыканта. Но музыкант и в этой обстановке является выразителем идеологии передовой буржуазии. Он начинает осознавать общественное значение и смысл творчества.

Демократизация оперы и сдвиг от прежнего мифологически-легендарного содержания идет в сторону бытовой комической или героически-революционной (в эпоху Великой французской революции). Около 1750 г. в маленьком немецком город: Мангейме имеется налицо сплоченная школа оркестрового стиля и создается важнейшие предпосылки для «золотого века» немецкой симфония. Вскоре после 1760 г. имена Гайдна и Моцарта начинают привлекать всеобщее внимание. Исполнение камерной и симфонической музыки сначала ограничивается аристократическим салоном и — особенно в Германии — местом собрания богатых купцов (купеческие концерты), а затем через «музыкальные коллегии» (collegia musica) получает более широкое распространение, вплоть до публичных концертов (в ковде века). Рука-об-руку с ростом гражданских идеалов и миросозерцанием борющейся за свое политическое освобождение буржуазии идет упорядочение музыкальной композиции, преодоление прежней эстетской вычурности во имя высокой содержательности, идейного обоснования, ясности и мягкости музыкальной структуры. Вместе с тем, по мере приближения к Великой французской революции, меняется к лучшему л положение музыканта-творца, бывшего до того одним из служителей придворного штата. Гайдн пишет часть своих симфоний для сиятельного князя Эстергази, не имея права опубликовать их, Бетховен считает своей аудиторией весь мир. В философско-эстетических трактатах мы все чаще встречаем взгляд на музыку, как искусство чистой эмоции. Музыка становится исходной точкой новой философии природы, так много говорившей сознанию интеллигенции того времени. С другой стороны, рост поэтической лирики вызывает расцвет художественной песни, особенно в Германии и Франции. Немецкая интеллигенция, откликнувшаяся на французскую революцию, выдвигает ряд замечательных композиторов, остро почувствовавших смысл освободительного движения и его философии. Поэтому, несмотря на неизжитое влияние итальянцев, музыкальное первенство в тогдашней Европе переходит к немцам. Большие музыкальные события назревают также и во Франции. Комическая опера, завезенная из Италии и впитавшая в себя бойкий ритм французской мелодии, достигает здесь большого распространения. Еще важнее реформа героической оперы, подготовленная Рамо и осуществленная Глюком во имя «всечеловеческой» драматической правды. Наконец, Великая французская революция открыла совершенно новые социальные перспективы для всех искусств, в том числе и для музыки, придав ей тот высокий гражданский пафос, без которого немыслимы были бы симфонии Бетховена.