Нововенецианская школа

В Риме в первой половине XVIII века творил крупный мастер Джузеппе Оттавио Ииттони (1657—1743).

Значительное влияние на всю итальянскую музыкальную жизнь за это время получает болонская школа, которая в лице своего главы Паоло Колонна (1640—1695), одного из лучших мастеров церковного стиля, еще в XVII веке была тесно связана с римской. В Болонье руководящая роль принадлежала Филармонической академии. Здесь выделилась интересная семья Бонончини: Дж. Мариа Бонончини — отец (1640—1678) и два его сына, Джованни Батиста (1672— 1726) и Марк Антонио (1675—1726). Джованни Батиста Бонончини блистал, как автор опер и виртуоз на виолончели. Это был очень даровитый, но не особенно глубокий композитор, запятнавший себя плагиатами, что затрудняет его художественную оценку.

Венеция в первой половине XVIII века располагала рядом плодовитых оперных и ораториальных композиторов, образовавших так называемую «нововенецианскую» школу. Крупнейшими представителями последней следует считать Антонио Лотти (1667—1740), мастера чистого хорового пения «аcapella» и очень сильного, смелого гармонизатора (ему кроме мотетов и мадригалов принадлежит еще 20 опер и несколько ораторий), Антонио Кальдара (1670—1736), необычайно плодовитого композитора 74 опер, 32 ораторий, обширного количества церковных произведений и 24 сонат-трио, и Бенедетто Марчелло (1684—1739), венецианского патриция, государственного деятеля, остроумного полемиста против господствующей неаполитанской школы, прославленного своими псалмами, камерной инструментальной музыкой, ораторией «Юдифь» и т. д.

Венеция в первую половину XVIII века была одним из музыкальнейших центров тогдашней Европы, с высоко развитым кругом дилетантов и хорошими музыкальными профессиональными учебными заведениями. Местная опера была одна из примечательнейших в Италии. Сюда приезжали из других городов, чтоб послушать певцов и инструменталистов. Названные нами композиторы, в число которых необходимо включить еще Эмануэля д'Асторга (1680—1757), потомка старой испанской семьи, вступившей в революционную борьбу с королевским домом, прославленного автора «Stabat mater», — последние большие мастера многоголосного хорового стиля. Все это были крупнее художники церковного искусства, не лишенного еще величественности и культовой строгости.

Итальянские школы распространили свое влияние на всю тогдашнюю Европу, вплоть до России, где в 1735 г. состоялся пер вин спектакль итальянской труппы под главенством Франческо Араня (1700—1767). Особенно же велико было их воздействие на Германию, где без участия итальянских артистов не мыслились никакие оперные представления, концерты, исполнения камерной или церковной музыки. Большая и сильная колония итальянских музыкантов образовалась в Вене, где особенно часто ставились оперы венецианской и неаполитанской школы с такой роскошью, которая затмевала все до того виденное.

Около 1696 г. на венском горизонте впервые обозначается фигура музыканта, которому в течение последующих сорока лет дано было занять совершенно исключительное положение в немецкой музыкальной жизни — Иоганн Иосиф Фукс (1660-1741). Фукс был одним из ученейших музыкантов своего времени, составителем знаменитого учебника композиции «Gradus ad Parnassum» на латинском языке (1725). На этом учебнике воспитывались поколения музыкантов, он служил руководством для Гайдна, Моцарта, Бетховена. Сам Фукс был весьма плодовитым композитором, по преимуществу церковной музыки. Кроме того, ему принадлежит 19 опер и ряд оркестровых сюит. Все эти произведения написаны с очень высоким контрапунктическим искусством, перешедшим к его ближайшим ученикам — Готлибу Муффату (1690—1770) (интересны его клавирные композиции), Иоганну Зеленка (1679—1745) (оперные и церковные композиции) и Христофу Вагензейлю (1715—1777) (симфонии, произведения для клавира). Наряду с Фуксом, наиболее уважаемым членом венской капеллы были известный уже нам Антонио Кальдара, произведениями которого интересовался сам Иоганн Себастьян Бах, собственноручно переписавший для себя некоторые из них. Третьим созвездием австро-итальянских композиторов был флорентинский выходец Франческо Конти (1682—1732), автор великолепной оратории «Давид», почти генделевской мощи, и знаменитой комической оперы «Дон-Кихот» (1719). Конти также пользовался мировой славой, как виртуоз на «теорбе» (басовой лютне).

По сравнению с Веной остальные немецкие города в музыкальном отношении были обставлены скромнее. Вена была тогдашней столицей, и австрийский эрцгерцог был императором общегерманским. Здесь процветало то расточительное меценатство, которому ничего не стоило затратить миллионы народных денег на постановку двух-трех итальянских опер "(кстати сказать, в середине "XVIII века Австрия почти дошла до государственного банкротства). Но уже в начале XVIII века здесь намечается реакция против виртуозной пышно зрелищной оперы в сторону менее претенциозной в зрелищном отношении музыкальной драмы. Музыкально это движение возглавлялось венским композитором И. Фуксом. Иначе обстояло дело в Германии. Несмотря на эконом1гческую слабость страны, туго оправлявшейся после 30-летней войны, многочисленные немецкие дворы, из всех сил стремившиеся устроить свою жизнь на версальский лад, прельщались блеском оперного искусства Италии. Германия, раскрошенная на множество мелких княжеств и жившая провинциальным бытом, подражала в области музыкального искусства Италии и Франции, почти совершенно игнорируя творчество немецких композиторов, поскольку они не отвечали господствующей италомании. Учитывая социальную обстановку, в которой развивалась немецкая музыка первой половины XVIII века, надо принять во внимание еще и наличность большой музыкальной культурности многих немецких городов, как например Лейпциг, Гамбург, Любек — очагов торговой буржуазии, жившей своими художественными интересами. Немецкая буржуазная интеллигенция того времени, представляя собою довольно большую группу, была чрезвычайно политически угнетена и, руководимая сильной прослойкой реформатских пасторов, проникнута религиозными тенденциями. Мы показали, какое большое значение имела на почве реформации органная музыка и особая культово-музыкальная форма — «пассии». Господствующий в высших слоях итальянский вкус давил на музыкальное сознание буржуазии и, препятствуя самостоятельному развитию немецкого национального стиля, заставил влиться крупнейшие немецкие музыкальные таланты в традиционные итальянские оперные формы.