Веберовская школа

К веберовской школе принадлежит величайший из немецких музыкальных драматургов Рихард Вагнер; среди французских музыкантов горячим приверженцем Вебера был Берлиоз, отразивший некоторые приемы веберовской инструментовки в своем многокрасочном оркестре.

Далее, игра испанских мелодий и ритмов веберовской «Прециозы» возродилась в испано-цыганской опере Визе «Кармен». Под влиянием Вебера находился и основатель русской оперной школы Глинка.

Непосредственным продолжателем Вебера в деле выработки художественного типа романтической оперы был Генрих Маршнер (1795—1861), автор некогда любимых в Германии опер «Вампир» (1823), «Храмовник и еврейка» (1829) и «Ганс Гейлинг» (1838), теперь имеющий лишь историческое значение. Более живыми, не потерявшими еще и для наших дней своей привлекательности, являются оперы наиболее видным представителей немецкого романтико-реалистического направления первой половины XIX столетия — Отто Николаи (1810—1849) и Альберта Лорцинга (1801—1851). Николаи начал свою деятельность в Италии, поселившись 23-летним юношей в Риме. Здесь он сочинил целый ряд произведений на итальянские тексты, пришедшихся по вкусу итальянской публике, считавшей его своим соотечественником. При возвращении в Германию он написал свой шедевр «Виндзорские кумушки», блещущий задорным юмором и свежестью своих мелодий. Опера эта была одно время очень популярна в России и до сих пор еще сохранилась в репертуаре советских театров. Из опер Лорцинга наиболее популярна его «Ундина» (1845), произведение, не выдерживающее серьезной критики. Другая опера Лорцинга «Царь-плотник» (1838), благодаря роли Петра I, сентиментально опошленного композитором, довольно долго держалась в русском репертуаре. Большой известностью пользовался еще и более легковесный немецкий романтик Ф. Флотов (1812— 1883), автор «Марты» (1847), долго развращавшей музыкальные вкусы западноевропейской публики полной банальностью своего музыкального мышления. Оперы Флотова — последняя стадия вырождения той музыкально-драматической формы немецкого «аинпцпиля», которому мы обязаны появлением «Фрейшютца» Вебера.